В экспозиции представлены фотографии недоступной для посетителей стенописи алтарной части собора, а также дана информация о проведенных реставрационных работах.

Роспись стен алтаря была выполнена в технике яичной темперы по штукатурке. Ее авторов установить не удалось, но на северной стене входной арки жертвенника сохранилась надпись «росписан сей олтарь 1784 году».

По иконографии и стилю фигурных изображений, характеру орнаментальных мотивов, пластической выразительности фигур, технике исполнения стенопись Троицкого храма восходит к западноевропейской традиции. На белой поверхности стен и сводов алтаря размещены многоцветные картины в живописных или лепных барочных рамах. Образцом русским мастерам служили западноевропейские гравюры. К ним относились как к иконописным подлинникам: добросовестно переводили их в настенные росписи, подгоняя к заданной форме и исключая второстепенные детали. Многообразие иконографических источников определило стилистическую пестроту алтарной росписи. Значительная часть фигурных изображений, главным образом монохромные композиции фриза, восходят к иллюстрациям так называемых «Библий в картинках» – амстердамской Библии Пискатора XVII века и аугсбургской Библии Вайгеля XVIII века.


В XIX веке росписи были покрыты олифой и в местах утрат прописаны масляными красками. Впоследствии из-за протечек кровли собора настенная живопись стремительно разрушалась. Ее реставрация проводилась с 1983 года сотрудниками отдела монументальной живописи ГосНИИР и студентами реставрационного отделения МХУ памяти 1905 года под руководством К. И. Маслова.

Знакомство с экспозицией позволит посетителям и экскурсантам Троицкого собора составить представление об алтарной стенописи храма и ее сюжетах, познакомиться с историей создания и реставрации.

Выставка работает до 31 октября (д. Морозовица, ул. Центральная, 122).

0+

Теги: Великоустюгский музей-заповедник
Великоустюгский музей-заповедник

Новости по теме