Выставка «Ни дня без реставрации, или Сохраняя историю» работает в усадьбе Брянчаниновых, расположенной в деревне Покровское Грязовецкого округа.

На третьем этаже дворянского особняка экспонируются предметы иконописи, графики, декоративно-прикладного искусства, отреставрированные или созданные в 2024–2025 годах художником-реставратором высшей категории Ольгой Соколовой.

Ольга Александровна – автор многих копий-реконструкций храмовых фресок и икон, график, председатель Вологодского отделения Союза реставраторов России, древлехранитель Вологодской епархии, член Союза художников России, член Российской ассоциации реставраторов и аттестованный эксперт Минкультуры РФ по проведению историко-культурной экспертизы.

В области реставрации древнерусской живописи Ольга Соколова работает с 1983 года. Специалист принимала участие в исследовании фресок Богородице-Рождественского монастыря в селе Ферапонтово, в исследовании и реставрации настенной живописи в притворе Успенского собора (1497 г.) Кирилло-Белозерского монастыря, в Трапезной палате и церкви Введения (1519 г.) Кирилло-Белозерского монастыря, в Трапезной палате (1867 г.) Свято-Троицкого Павло-Обнорского монастыря, в церкви Воздвижения Креста Господня (1809 г.) села Воздвижение Вологодского района, в церкви Димитрия Прилуцкого в Вологде (XVIII в.), занималась возрождением усадебного комплекса Брянчаниновых. Более 300 отреставрированных ею икон входят в экспозиции крупных музеев Москвы, Великого Новгорода, Вологодской и Костромской областей, находятся в действующих храмах и монастырях, в частных коллекциях.

Многие экспонаты на выставке «Сохраняя историю» демонстрируются впервые. Среди них есть уникальные образцы, созданные в разных техниках. Например, «Богоматерь Казанская», исполненная на металле, с орнаментированным нимбом, дополненным цветовой раскраской. Интерес представляет икона «Двунадесятые праздники с миниатюрным изображением сюжетов (изводов) Богоматери» полиграфического исполнения, с тонким, миниатюрным письмом, включающим 18 праздников и около 90 изображений Богоматери. На сегодня такие произведения становятся редкостью, хотя они часто встречаются в искусстве начала XX века. Представлена на выставке икона «Богоматерь Владимирская», 1772 года из собрания Спасо-Прилуцкого Димитриева монастыря Вологды.

Необычна своим исполнением филенка от иконостаса из храма Верховажья. На ней изображен незамысловатый северный пейзаж, заключенный в необычную белую раму. На красном фоне иконостаса она является прекрасным примером оформления сельского храма. Вероятно, филенка была расписана местными исполнителям.

Присутствует на выставке и голландский натюрморт с яблоками, виноградом и бокалом игристого вина. Реставрация полотна заключалась в латании множества разрывов холста. И теперь можно любоваться яркими сочными красками на темном фоне.

Графика углем и акварелью показывает храмы, существующие и утраченные старинные домики Вологды. Пейзажи Белозерска, Устюжны, Тотьмы, храмы Великого Новгорода великолепно передают красоту этих мест.

Всего в зале усадьбы Брянчаниновых собрано более 20 работ разных жанров и направлений искусства.

Выставку «Ни дня без реставрации, или Сохраняя историю» можно посетить до 31 марта по цене входного билета в усадебный дом.
Теги: усадьба Брянчаниновых, Ольга Соколова, реставрация
Вологдареставрация

Новости по теме