Проект «Сохранить, нельзя забыть. Реставрация руинированной настенной живописи храма великомученика Георгия с. Косково» стал победителем VII Всероссийского конкурса социальных проектов «Инносоциум» в номинации «Историческое наследие».

Конкурс проводится при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ и Совета Федерации РФ с использованием гранта Президента России. «Инносоциум» нацелен на продвижение студенческих инициатив, направленных на решение социальных проблем и улучшение жизни общества.

В этом году жюри рассмотрело 1305 заявок из 79 регионов и 304 вузов. Проект «Сохранить, нельзя забыть» был выбран из 241 работы в своей номинации и получил 400 тысяч рублей. Их потратят на транспортные расходы, закупку средств индивидуальной защиты, реставрационных материалов и инструментов.

Специалисты Академии Штиглица пять лет занимаются сохранением живописи начала ХХ века в Георгиевском храме села Косково. Четверокурсницы из команды проекта «Сохранить, нельзя забыть» Мария Якушкина, Магдалена Гардер, Анастасия Зырянова, Екатерина Иванова и Мария Иевлева уже не первый год принимают участие в исследовании живописи. Этим летом они отправятся в село Косково, чтобы под руководством преподавателя Тимура  Кривулько извлечь из-под завалов мусора фрагменты росписей и сформировать из них фонд хранения руинированной живописи.

«В советский период росписи западной стены, где изображен Страшный Суд, частично сбили и сбросили в межэтажное пространство. Мы уже извлекали оттуда несколько фрагментов для изучения, причем находили и резные элементы иконостаса. Работа предстоит непростая. В межэтажном пространстве пыльно и грязно. Фрагменты живописи лежат вперемешку с землей, футбольными мячами, кроссовками, банками из-под сгущенки. Сколько фрагментов росписей там находится, мы не узнаем, пока не рассортируем весь мусор. Для этого соберем на улице так называемый грохот – устройство для просеивания, куда будем аккуратно высыпать поднятый из межэтажного пространства мусор и просеивать его. Найденные фрагменты сложим в специальные ящики и будем постепенно формировать базу материалов, с которой продолжим работать в Академии: живопись необходимо очистить, обеспылить и укрепить», – рассказал научный руководитель проекта, заведующий кафедрой живописи и реставрации Михаил Рогозный.

В дальнейшем уже за рамками проекта реставраторы надеются соединить фрагменты и установить их обратно на стену. «Такой опыт есть в и международной практике, и в России, и у нас в академии», – отмечает Михаил Рогозный.

Теги: академия штиглица, реставрация
Алина Махлина

Новости по теме