5 июля 2010 года в Юго-Западной башне Кремля прошел круглый стол, посвященный
независимому европейскому кино, перспективам его производства и дистрибуции.
Заседание открыла главный редактор «Бюллетень кинопрокатчика» Мария
Гаврилова: Кино делится на две категории: первая – коммерческое и
голливудское кино, второе – все остальное. Для меня очевидный факт, что с
появлением технологии 3D кино второй категории исчезает из кинопроката и жизни
людей, которые этим специально не интересуются. И вопрос, который интересно
обсудить в рамках Международного фестиваля молодого европейского кино «VOICES» –
какие есть способы сохранения, развития и проката авторского кино. Как вы
оцениваете состояние артхаусного кино сегодня, какие есть проблемы?
Сергей Сильянов, кинопродюсер: Ситуация с артхаусным кино никак не
меняется, она стабильна. В советское время интерес к авторскому кино возрастал
по мере угасания Советского Союза. Как только Советский Союз рухнул, свободы у
нас стало сколько угодно, и количество зрителей авторского кино упало до той
цифры, которая определяет объективное количество людей, у которых есть настоящая
потребность это кино смотреть. А смотрят его везде по-разному. Фильм должен быть
сильным, ярким, получать призы, и лучше со скандалом.
Есть некоторые обстоятельства, которые смогли бы расширить дистрибуцию
авторского кино в Европе, в случае, если, например, российский фильм получит
статус европейского. Смысл этого титула – дистрибьютор на территории Испании,
Франции, Германии и т.д. имеет право обращаться в европейские фонды за
субсидиями, которые снижают риски дистрибьютора в прокате. Дистрибуция – очень
рискованная профессия.
Анна Качко, продюсер кинокомпании «Тандем Продакшн»: Благодаря тому, что
в этом году в Москву приехало много людей, которые смогли самостоятельно
принимать финансовые решения, из тех проектов, которые были представлены,
некоторые уже нашли финансирование. И это для нас самое приятное.
Рино Скиареттно (занимается дистрибуцией русских фильмов в Италии): Одна
из главных задач – это внесение изменений в сети залов для показа артхаусного
кино, необходимо разграничить публику.
Андрей Карпач: И производителям, и дистрибьюторам надо подумать о
зрителе. Он не всегда ориентируется в том, что происходит. Надо строить
киноклубы и работать со зрителем, делать специальные передачи об авторском
кино... Предлагаю тему для следующего круглого стола: как вовлечь зрителя в то
кино, которое любим мы.