В Вологодском филиале Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени И. Э. Грабаря завершилась реставрация большой иконы «Святые преподобные Кирилл Белозерский и Кирилл Новозерский» 1738 года. Икона происходит из местного ряда иконостаса деревянной Никольской церкви, построенной в 1676 году в селе Дмитриево Череповецкого района. Все иконы этого иконостаса в 1978 году были демонтированы и хранятся в фондах Череповецкого музейного объединения. Реставрацию иконы выполнила художник-реставратор высшей категории Вологодского филиала ВХНРЦ имени И. Э. Грабаря Тамара Рыбакова.

Икона написана на доске размером 132х104,5х 4,5 см, изготовленной из елового рубленого теса. Первоначальная живопись иконы находилась под наслоениями сильно потемневшей, разложившейся олифы и записи XIX века. В результате проведенных исследований и выполненных реставрационных операций выявлена авторская живопись хорошей сохранности с примечательными особенностями, исполненная в технике темперы. Прославленные церковью святые основатели двух крупных северных монастырей Кирилл Белозерский и Кирилл Новозерский представлены в рост в прямоличном изображении на голубом фоне. Они облачены в монашеские одежды, их крупные фигуры заполняют большую часть изобразительного поля иконы. Над ними в полусфере небес изображен Иисус Христос, благословляющий их распростертыми руками.

В художественной трактовке образов этих популярных на Русском Севере святых привлекают внимание иконографические и колористические особенности их изображения. Живописец, писавший икону, не чужд погрешностей в рисунке и пропорциях человеческой фигуры, он избегает цветового богатства и динамики окружающего мира. Коренастые фигуры преподобных твердо приземлены и статичны, а жесткая прорисовка складок их одежд, лишенная полутонов, превращает изображение святых в плоскостно-графические силуэты, напоминая графику русских лубков XVIII-XIX веков. Это впечатление усиливается и аскетизмом колорита живописи иконы. В то же время одежды преподобных залиты золотыми и серебряными лучами священных сфер. Таким образом, выявляется и утверждается главная художественная идея произведения, свидетельствующая об отрешении прославленных святых иноков от ценностей земной жизни и об их неразрывной связи с сияющим миром божественного пространства.

Отмеченные художественные особенности иконы хорошо объясняются вкладной авторской надписью, выявленной на поземе (дается в авторской орфографии с раскрытием титлов): «1738 году июня в 20 день написася сей святый образ и дали фкладом в дом Николаю Чюдотворцу деревни Пустошки крестьянин Анисим Афанасьев с соседями в славу Бога Отца. Аминь». Из текста этой надписи, ее орфографии и графики совокупно с анализом художественных и технико-технологических особенностей иконы можно сделать заключение, что она написана местным пошехонским крестьянским иконописцем по заказу крестьянской общины деревни Пустошки.

Икона «Святые преподобные Кирилл Белозерскмй и Кирилл Новозерский» из Никольской церкви села Дмитриево является ценным памятником русской иконописи XVIII века, одним из базовых произведений искусства, важных для атрибуции множества анонимных икон этого времени, происходящих из сельских церквей Русского Севера и хранящихся в отечественных музеях и в частных собраниях.

Теги: реставрация, ВХНРЦ им. академика И. Э. Грабаря, икона
Александр Рыбаков, доктор искусствоведения, председатель Реставрационного совета Вологодского филиала ВХНРЦ имени академика И. Э. Грабаря

Новости по теме