Антикварную мебель разных столетий восстанавливают в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике. Реставратор полихромной  скульптуры и декоративной резьбы второй категории Алексей Рубцов трудится в федеральном музее с 2010 года. За это время он вдохнул жизнь в десятки ценных экспонатов, которые сейчас представлены на выставках.

В его профессиональном арсенале – восстановление памятников древнерусской живописи, а также целой серии венских стульев «Тонет» середины XIX века, мебели фабрик «Яков и Иосиф Кон» и «Войцехов», предметов быта из дерева той же эпохи. На очереди – антикварные кресла из дуба XIX столетия «Фламандский ренессанс».

«Реставрация ценных экспонатов – очень ответственная деятельность,– замечает Алексей Рубцов. – Несколько лет назад после аттестации в Министерстве культуры РФ мне была присвоена вторая категория, которая позволяет выполнять более трудоемкие процессы. Добиться таких результатов удалось благодаря моим наставникам – известнейшим на Вологодчине реставраторам Николаю и Ивану Федышиным. Кроме того, скорейшему процессу обучения способствовало наличие современного оборудования в новой мастерской, разместившейся в отреставрированной Белозерской башне».

Сейчас Алексей готовит к сдаче сразу два экспоната – венский стул и «мельницу» (кофемолку начала XX века). Со стула были демонтированы поздние шурупы и болты, установлены деревянные шканты, проведена тонировка в цвет, близкий оригинальному. А с кофемолки удалены загрязнения, выполнена дорезка утраченных деталей, проведена тонировка реставрационных вставок и удалена коррозия с металла. Казалось бы, обычные для реставратора процессы. Однако некоторые из них требуют не только профессионализма и мастерства, но и смекалки!

«В процессе разборки венского стула выяснилось, что некоторые детали не от этого изделия – они другого размера и материала, – пояснил Алексей Рубцов. – Ввиду того, что металл очень мягкий, возникли сложности с удалением металлических болтов и гаек обычной отверткой. Чтобы аккуратно убрать древесину вокруг металлических изделий, мне пришлось воспользоваться настоящими стоматологическими инструментами. Впрочем, для реставраторов это обычное дело. В каждой нашей мастерской: по тканям, металлу, темперной живописи, книгам – они в ходу». 

Кирилло-Белозерский музей-заповедник уделяет большое внимание сохранению, консервации и реставрации музейных предметов.

«В конце 2019 года на федеральные средства Кирилло-Белозерским музеем-заповедником было закуплено новейшее оборудование как для проведения исследований перед реставрацией, так и для консервационно-реставрационных работ на памятниках, – сообщает генеральный директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника Михаил Шаромазов. – Были приобретены: вакуумный стол, световой стол, микроскопы цифровые и оптические, термошпатели, реставрационные столы, шкафы для хранения химических реактивов, оборудование для хранения музейных предметов в мастерских, вытяжные шкафы, пылесосы для реставрации тканей, лампы-лупы… Каждому реставратору была подведена индивидуальная вытяжка. Современное профессиональное оборудование позволило специалистам выполнять работу более качественно и оперативно».

Несколько лет назад музей получил лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия, а это дает возможность проводить полный перечень научно-исследовательских, изыскательных, проектных и производственных работ, а также развивать коммерческую реставрацию с целью привлечения дополнительных доходов. Так, силами реставрационных мастерских Кирилло-Белозерского музея-заповедника было отреставрировано большое медное посеребренное литое кованое паникадило XVIII века из Великоустюгского музея-заповедника. На очереди – сотрудничество с Череповецким музейным объединением.

Теги: Кирилло-Белозерский музей-заповедник
Кирилло-Белозерский музей-заповедник

Новости по теме