Антикварную
мебель разных столетий восстанавливают в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике.
Реставратор полихромной скульптуры и
декоративной резьбы второй категории Алексей
Рубцов трудится в федеральном музее с 2010 года. За это время он вдохнул
жизнь в десятки ценных экспонатов, которые сейчас представлены на выставках.
В
его профессиональном арсенале – восстановление
памятников древнерусской живописи, а также целой серии венских стульев
«Тонет» середины XIX века, мебели фабрик «Яков и Иосиф Кон» и «Войцехов»,
предметов быта из дерева той же эпохи. На очереди – антикварные кресла из дуба XIX
столетия «Фламандский ренессанс».
«Реставрация ценных экспонатов – очень
ответственная деятельность,– замечает Алексей Рубцов. – Несколько лет назад после аттестации в
Министерстве культуры РФ мне была присвоена вторая категория, которая позволяет
выполнять более трудоемкие процессы. Добиться таких результатов удалось
благодаря моим наставникам – известнейшим на Вологодчине реставраторам Николаю
и Ивану Федышиным. Кроме того, скорейшему процессу обучения способствовало
наличие современного оборудования в новой мастерской, разместившейся в
отреставрированной Белозерской башне».
Сейчас
Алексей готовит к сдаче сразу два экспоната – венский стул и «мельницу» (кофемолку начала XX века). Со стула были
демонтированы поздние шурупы и болты, установлены деревянные шканты, проведена
тонировка в цвет, близкий оригинальному. А с кофемолки удалены загрязнения,
выполнена дорезка утраченных деталей, проведена тонировка реставрационных
вставок и удалена коррозия с металла. Казалось бы, обычные для реставратора
процессы. Однако некоторые из них требуют не только профессионализма и мастерства,
но и смекалки!
«В процессе разборки венского стула
выяснилось, что некоторые детали не от этого изделия – они другого размера и
материала, – пояснил Алексей Рубцов. – Ввиду
того, что металл очень мягкий, возникли сложности с удалением металлических
болтов и гаек обычной отверткой. Чтобы аккуратно убрать древесину вокруг
металлических изделий, мне пришлось воспользоваться настоящими
стоматологическими инструментами. Впрочем, для реставраторов это обычное дело.
В каждой нашей мастерской: по тканям, металлу, темперной живописи, книгам – они
в ходу».
Кирилло-Белозерский
музей-заповедник уделяет большое внимание сохранению, консервации и реставрации
музейных предметов.
«В конце 2019 года на федеральные средства
Кирилло-Белозерским музеем-заповедником было закуплено новейшее оборудование как
для проведения исследований перед реставрацией, так и для
консервационно-реставрационных работ на памятниках, – сообщает генеральный
директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника Михаил Шаромазов. – Были приобретены: вакуумный стол, световой
стол, микроскопы цифровые и оптические, термошпатели, реставрационные столы,
шкафы для хранения химических реактивов, оборудование для хранения музейных
предметов в мастерских, вытяжные шкафы, пылесосы для реставрации тканей,
лампы-лупы… Каждому реставратору была подведена индивидуальная вытяжка.
Современное профессиональное оборудование позволило специалистам выполнять
работу более качественно и оперативно».
Несколько
лет назад музей получил лицензию на
осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия, а
это дает возможность проводить полный перечень научно-исследовательских,
изыскательных, проектных и производственных работ, а также развивать
коммерческую реставрацию с целью привлечения дополнительных доходов. Так,
силами реставрационных мастерских Кирилло-Белозерского музея-заповедника было
отреставрировано большое медное посеребренное литое кованое паникадило XVIII
века из Великоустюгского музея-заповедника. На очереди – сотрудничество с
Череповецким музейным объединением.