12+

Ювелирные украшения

Автор Сергей Рычков Автор Сергей Рычков Автор Сергей Рычков Автор Сергей Рычков Автор Сергей Рычков Автор Сергей Рычков Автор Светлана Глунина Автор Елена Данкевич
  • Автор Сергей Рычков
  • Автор Сергей Рычков
  • Автор Сергей Рычков
  • Автор Сергей Рычков
  • Автор Сергей Рычков
  • Автор Сергей Рычков
  • Автор Светлана Глунина
  • Автор Елена Данкевич

На Вологодской земле сложилась самобытная местная школа ювелирного дела. В Вологде, Великом Устюге, Сольвычегодске, Тотьме работали целые династии серебряников, создавших немало замечательных произведений ювелирного искусства.

Истоки его уходят в Древнюю Русь. В XVI – XVII веках в мастерских именитых людей Строгановых и других купцов, торговавших с заморскими странами, делали тончайшие изделия из золота и серебра, украшали их драгоценными камнями и речным жемчугом. Многие из этих предметов отражали вкусы их заказчиков и служили дорогими вкладами в северные монастыри и церкви. Веками хранились они в церковных ризницах, а после революции стали достоянием музеев.

У ювелиров было множество профессий, отражавших узкую специализацию из ремесла и в то же время высокий его уровень: литейщики, чеканщики, басменщики (басма – очень тонкий лист металла с тиснеными ручным способом узорами), резчики, мастера черневого дела, эмальеры, финифтяники, граверы и другие. Они создавали светские бытовые предметы и вещи церковного обихода, проявляя мастерство ювелирной техники, а нередко и свое понимание художественных образов.

Кресты, ладаницы, лампады, потиры (чаши для причастия), оклады икон украшались гравированными, чеканными или живописными изображениями святых, помещенными среди орнаментального узорочья. При всей разнице назначения и содержания этих предметов их отличает ясная простота форм, спокойные линии, строгие пропорции, густота и пышность орнамента.

Одним из интересных примеров подобных произведений может служить серебряная ладаница, украшенная гравировкой и позолотой и исполненная в 1964 году для Софийского собора в Вологде.

Нередко в одном предмете соединялись разные техники ювелирного мастерства. На фоне общего развития ювелирного дела в северных городах, в каждом из них отдавали предпочтение его отдельным видам. Так, Сольвычегодск славился искусством эмалей, особенно знаменитых «усольских» – своеобразной орнаментальной живописи эмалевыми красками по белому фону серебряных изделий. Но подлинной «столицей» ювелирного искусства на Севере был Великий Устюг. В XVII – XIX веках здесь достигли высокого уровня различные виды этого мастерства, в первую очередь – искусство северной черни.

Поделиться
Плюсануть
Класснуть