12+

Роспись по дереву и бересте

Вологодские росписи. Фото с фестиваля «Голос ремесел». 2014 Вологодские росписи. Фото с фестиваля «Голос ремесел». 2014 Вологодские росписи. Фото с фестиваля «Голос ремесел». 2014 Шекснинская золоченка. Фото с фестиваля «Голос ремесел». 2014 Вологодские росписи. Фото с праздника «Сиземские пивовары». 2007 Вологодские росписи. Фото с ярмарки «Губернаторы в глубинке». Чагода. 2007 Белозерск. Город мастеров. 2012 Шекснинская золоченка Вологодские росписи. ФОто с пасхальной выставки в «Резном палисаде». 2012 Вологодские росписи. ФОто с пасхальной выставки в «Резном палисаде». 2012 Работа мастеров ООО НПХ «Надежда», Вологда Работа мастеров ООО НПХ «Надежда», Вологда Фото с выставки «Золотое зерно традиций». 2010 Фото с выставки «Золотое зерно традиций». 2010 Вологодские росписи. Фото с Бельтяевской ярмарки в Сямже.2008 Вологодские росписи. Фото с выставки «Искусство Великого Устюга». 2006 Работы мастера Веры Добрынинской на выставке в «Резном палисаде» Работы мастера Веры Добрынинской на выставке в «Резном палисаде» Работы мастера Веры Добрынинской на выставке в «Резном палисаде» Мастер за работой. Фото с выставки «Ворота Севера». 2014
  • Вологодские росписи. Фото с фестиваля «Голос ремесел». 2014
  • Вологодские росписи. Фото с фестиваля «Голос ремесел». 2014
  • Вологодские росписи. Фото с фестиваля «Голос ремесел». 2014
  • Шекснинская золоченка. Фото с фестиваля «Голос ремесел». 2014
  • Вологодские росписи. Фото с праздника «Сиземские пивовары». 2007
  • Вологодские росписи. Фото с ярмарки «Губернаторы в глубинке». Чагода. 2007
  • Белозерск. Город мастеров. 2012
  • Шекснинская золоченка
  • Вологодские росписи. ФОто с пасхальной выставки в «Резном палисаде». 2012
  • Вологодские росписи. ФОто с пасхальной выставки в «Резном палисаде». 2012
  • Работа мастеров ООО НПХ «Надежда», Вологда
  • Работа мастеров ООО НПХ «Надежда», Вологда
  • Фото с выставки «Золотое зерно традиций». 2010
  • Фото с выставки «Золотое зерно традиций». 2010
  • Вологодские росписи. Фото с Бельтяевской ярмарки в Сямже.2008
  • Вологодские росписи. Фото с выставки «Искусство Великого Устюга». 2006
  • Работы мастера Веры Добрынинской на выставке в «Резном палисаде»
  • Работы мастера Веры Добрынинской на выставке в «Резном палисаде»
  • Работы мастера Веры Добрынинской на выставке в «Резном палисаде»
  • Мастер за работой. Фото с выставки «Ворота Севера». 2014

Роспись по дереву, лубу и бересте была развита на Вологодской земле не меньше, чем резьба. Еще в давние времена стали известны районы, расписные изделия которых распространялись не только по территории края, но и вывозились за его пределы.

Особый интерес представляет художественная роспись народных бытовых предметов, занимавшая важное место в декоративном искусстве народов Севера. Роспись по дереву широко бытовала на Мезени и по Северной Двине, по Сухоне и ее притоку Югу и Лузе. Для украшения своего жилища крестьяне расписывали красками стены изб, перегородки в них, двери, печи, деревянную посуду и различную утварь вроде лубяных лукошек, поставцев, дуг, вальков и т.д.

Особенно любимым предметом для украшения среди двинских и сухонских крестьян была прялка. Наиболее частыми были сюжеты, отражавшие мечты крестьянина о счастливой и благополучной жизни: свадебные путешествия, гуляния, чаепития, деревенские посиделки, народные пляски, сцены охоты и т.д. Он чаще всего на прялках двинских крестьян встречается растительный орнамент, мотивы которого отражают любовь художника к северной природе. Двинские и сухонские прялки отличаются красотой украшения. В их росписях на белом или желтом фоне умело сочетаются красный и черный, зеленый и голубой цвета.

На Севере был особенно развит графический тип народных росписей – с четким контуром изображений и последующей раскраской внутри. Крупным центром такой расписной посуды и утвари было Пермогорье на Северной Двине, где уже в XVIII веке расписывали короба и лукошки, туеса и хлебницы, люльки и санки, чаши, стаканы, пивные кружки, а позднее – прялки.

Плавный растительный орнамент с характерным мотивом стрельчатого листа подчеркивает строгую выразительность форм предметов. Стиль пермогорских росписей сложился под воздействием развитых по соседству сольвычегодских и великоустюжских эмалей, чернения по серебру, тиснения и резьбы по бересте. Этот пласт древнерусской культуры дополнили птицы Сирины, единороги и львы из гравюр и лубочных картинок, а в XIX веке сценки и образы реальной жизни, все больше привлекавшие внимание народных мастеров. Поэтому в пермогорской росписи среди пышного травного узорочья можно видеть плывущую рыбу, хлопотливую курицу и гордо вышагивающего петуха, сцены катаний в санях, застолий и чаепитий.

Характерное для народного искусства изображение части вместо целого применил мастер, расписавший туесок из собрания Русского музея: два окошка и кисти от тяжелых занавесей должны обозначать пышные палаты, где происходит праздничное застолье. Тесно сидят за столом пять человеческих фигур в нарядных одеждах и головных уборах. Как картина в раме, сценка выделяется среди густого растительного орнамента.

На прялке, исполненной известным пермогорским мастером Д. А. Хрипуновым в 1911 году, изображены мужчина и женщина за чаепитием. Подробно переданы стол с самоваром, характерный жест, которым держат блюдца. У ног сидящих кошка и собака, расхаживают куры. На медальоне ножки – пряха за работой и мужчина с гармонью в руках. В таких сценках народный художник запечатлевал свои редкие минуты отдыха. Поэтому они выглядят торжественным ритуалом.

Уверенный рисунок с упругими линиями черных контуров и раскраска в четыре цвета – белый, желтый, зеленый и красно-коричневый – придают пермогорским росписям неповторимые черты.

Ольга Оленева

Поделиться
Плюсануть
Класснуть