12+

Гончарное искусство

Автор Александр Зварич Автор Александр Зварич Автор Александр Зварич Автор Александр Зварич Автор Александр Зварич Автор Сергей Лопатенко Автор Сергей Лопатенко Автор Татьяна Чистякова Автор Нина Мишинцева Автор Нина Мишинцева Автор Нина Мишинцева Фото с праздника «Губернаторы в глубинке», Чагода. 2007 Автор Татьяна Горбатова Автор Татьяна Горбатова Автор Татьяна Горбатова Автор Татьяна Горбатова Автор Татьяна Горбатова Автор Надежда Костромитина Автор Надежда Костромитина Фото с праздника «Сиземские пивовары». 2007
  • Автор Александр Зварич
  • Автор Александр Зварич
  • Автор Александр Зварич
  • Автор Александр Зварич
  • Автор Александр Зварич
  • Автор Сергей Лопатенко
  • Автор Сергей Лопатенко
  • Автор Татьяна Чистякова
  • Автор Нина Мишинцева
  • Автор Нина Мишинцева
  • Автор Нина Мишинцева
  • Фото с праздника «Губернаторы в глубинке», Чагода. 2007
  • Автор Татьяна Горбатова
  • Автор Татьяна Горбатова
  • Автор Татьяна Горбатова
  • Автор Татьяна Горбатова
  • Автор Татьяна Горбатова
  • Автор Надежда Костромитина
  • Автор Надежда Костромитина
  • Фото с праздника «Сиземские пивовары». 2007

С незапамятных времен человек научился обрабатывать глину, использовать гончарный круг, вытягивать на нем различные сосуды. Закаленные обжигом, но все же непрочные предметы служили каждому поколению людей и уходили из жизни вместе с ним. Обломки древней керамики и сегодня служат археологам надежным источником в воссоздании истории и материальной культуры многих ушедших эпох.

Гончарному делу свойственна глубокая преемственность традиций. Пожалуй, ни один другой вид народного искусства, как керамика, не обладает такой устойчивостью форм и технических приемов, кажущихся многие века неизменными. Секрет этого парадоксального явления – в древности гончарства, всеобщности его природы и средств выражения. Глиняные изделия изготовляли повсюду, где находились залежи гончарных глин, а сама их обработка, приготовление глиняной массы, создание с помощью быстрого вращения гончарного круга из бесформенного комка объемного предмета, украшение его простейшими способами – весь этот процесс рождения гончарного изделия, повторяемый многими поколениями мастеров, привел к своеобразной универсальности этого искусства. Все существующие и поныне виды гончарной техники, как и многие современные формы сосудов, человечество знало еще в глубокой древности. Вместе с тем, подобно любому произведению народного искусства, керамика всегда современна и несет на себе печать времени создания. Такое удивительное сочетание древности и современности особенно характерно для гончарства Русского Севера. Хранитель многих традиций народной культуры, Север и в гончарном деле донес до наших дней многие его разновидности, уже давно забытые в других местностях, донес не просто как архаическую технику, но в современных произведениях художественной керамики.

До XX века здесь применяли старинный способ ручной формовки – отпечатывали в специальной форме небольшое количество изделий со сложным узором. Знали на Севере и способ так называемой «обварки» керамики. Вынутое из горна раскаленное изделие опускали в мучную болтушку, которая вскипала на его поверхности, оставляя на стенках фантастический узор из темных пятен с разводами. В Кадниковском и Тотемском районах также вплоть до XX века делали чернолощеную керамику. Ее черный цвет достигался завершением обжига в сильно коптящем пламени без доступа кислорода. До обжига на стенки сосудов гладким камешком – «лощилом» – наносили полосы и линейные узоры. Обожженный сосуд приобретал блеск, а рисунок серебрился на матовом черном фоне. Своеобразию декора отвечали и прекрасные пропорции, благородная простота и крепость форм чернолощеной керамики. Но больше всего на Севере бытовала поливная (муравленая) посуда, покрытая внутри и снаружи прозрачными или цветными глазурями, которые не только украшали сосуды, но делали их прочными и влагонепроницаемыми. Глазури приготовляли из окислов металлов, состав которых давал коричневый, желтый или зеленый цвет поливы. Нередко мастера достигали сложных сочетаний пятен и живописных потеков глазури на поверхности изделий. У северных гончаров больше был распространен сухой способ глазурования: перед обжигом горшки покрывали смолой и посыпали порошком свинца с добавлением меди. В горне смола выгорала, а порошок плавился, застывая блестящим стекловидным слоем.

Глубокая древность гончарного дела, сама техника работы на гончарном круге и назначение сосудов служить вместилищем для разных продуктов обусловили удобство и целесообразность округлых форм, выверенных многими поколениями гончаров. Поистине неисчерпаемы варианты их воплощения, всегда связанные с конкретным бытовым применением предмета. Глиняную посуду украшали простейшими орнаментами. Оттиснутые в сырой глине специальными штампиками, нанесенные острой деревянной палочкой, в виде лепных жгутов-налепов или расписанные ангобами – жидко разведенной глиной, – они всегда выразительны в слиянии с формой предмета, в выявлении ее особенностей. Внешняя простота северной керамики сочетается с удивительной пластичностью ее форм – то крутобоких, приземистых, то вытянутых, обтекаемых, но всегда пропорциональных и соразмерных. Вместе с тем одинаковые по назначению сосуды в разных гончарных районах обретали своеобразие форм, пропорций, способов украшения. Народное гончарство на Севере развивалось в виде небольших промыслов, обслуживавших своей продукцией население окрестных деревень.

На Севере широко бытовали огромные сосуды для воды, корчаги для пива, горлачи для хранения зерна, многочисленные горшки разных размеров и назначения, кувшины и кринки для молока, сметаны и кваса, узкогорлые кубышки для растительного масла, глубокие миски и жаровни для приготовления пищи на огне, подвесные рукомойники, ритуальные латки для холодца или киселя, приготовляемых специально к определенным обрядам; особо украшенная свадебная посуда.

Как и повсюду, изготовление посуды в гончарных промыслах сопровождалось лепкой глиняных игрушек. В них мастера давали волю своей фантазии, превращая комочки глины в фигурки людей, зверей, птиц, всегда сказочных и реальных одновременно. Меткость характеров всегда сочеталась с предельной обобщенностью образа, лаконичной пластической формой. Нередко игрушки были свистульками. И дети, и взрослые играли на них как на музыкальных инструментах, дополняя скульптурный образ звуковыми аналогиями.

Высокий уровень гончарства на Севере явился благодатной почвой для развития его самостоятельной ветви – изразцового дела. Поливные плитки сначала с плоскорельефными, а позднее с расписными узорами стали непременной принадлежностью архитектурного декора, украшая фасады зданий и интерьеры.

На вологодской земле было немало очагов гончарного искусства. Одним из центров традиционного гончарства была Андома в Вытегорском районе. Здесь делали в основном повседневные миски, горшки простых форм и торговали ими по всей округе. Особенно известным промысел стал в 1920 – 1930-е годы, когда мастера попробовали свои возможности в создании декоративной скульптуры и игрушки.

В 1930-е годы широкое распространение приобрела керамика из деревни Высотино Устюженского района. Изделия этого центра бытовали на большой территории Вологодской и соседней Новгородской областей. И сейчас в разных районах можно встретить в быту оригинальную посуду устюженских гончаров. Она удивительно разнообразна не только по формам, но и по размерам: от огромных ведерных водяников до небольших банок с плоскими крышками и судков с дуговидными ручками для молока и сметаны. Вместе с тем всем изделиям этого промысла присущи несколько вытянутые пропорции, обтекаемые плавные линии овального силуэта. Своеобразен и декор этих произведений. Устюженские мастера использовали прием неполной поливы – глазурью покрывали весь сосуд внутри, а снаружи только ее верхнюю часть. По глазури расписывали светлого оттенка ангобами. Поверхность сосудов покрывал орнамент из розеток, звезд, полос, полукружий, уголков. Их незатейливые рисунки ложились в цепи и ряды, подчеркивая горло, плечики, тулово, крышки. Неповторимый стиль устюженской керамики позволяет без труда отличить ее среди гончарных изделий других центров.

Еще один гончарный центр, открытый экспедициями музеев в 1960-е годы, находился в деревне Сомово близ Верховажья, на границе Вологодской и Архангельской областей. По рассказам жителей, промысел здесь существует около ста лет. Здесь делали чернолощеную и поливную посуду: кувшины, кринки, трехведерные и малые горшки, обрядовые латки-жаровни с тиснеными изображениями рыб и раков, кружки, миски, тарелки и даже глиняные самовары. Сомовскую керамику покрывали цветными глазурями, ложившимися то зигзагами и живописными затеками зеленого цвета, то сплошным коричнево-красным стекловидным слоем.

С детства знали гончарное мастерство братья Александр и Павел Житнухины. В трудную пору жизни оно не раз выручало их, а сейчас стало искусством. Сделанная ими посуда добротна и удобна, красива как своими формами, так и темно-коричневой или зеленой блестящей поливой. Скромные орнаментальные пояски и зубчики подчеркивают небольшие объемы приземистых мисок и кувшинов. Житнухины – авторы многочисленных глиняных свистулек.

Сегодня гончарное искусство на Вологодской земле вновь становится популярным не только в забавных глиняных фигурках, но и посуде разных форм и назначения. Поэтому вспоминают старое ремесло мастера, возрождают забытые способы изготовления посуды, приобщают к основам гончарного дела детей, чтобы не ушло в прошлое это мастерство, не прервалась традиция древнего искусства.

Поделиться
Плюсануть
Класснуть