12+

Шемогодская резьба по бересте

Изделия из бересты. Фото с выставки «Российский лен». 2009 Изделия из бересты. Фото с выставки «Золотое зерно традиций». 2010 Изделия из бересты Изделия из бересты. Фото с выставки «Искусство Великого Устюга». 2006 Изделия из бересты. Фото с фестиваля «Голос ремесел». 2014 Изделия из Бересты. Фото с выставки «Современное народное искусство России». 2008 Изделия из бересты. Фото с Алексеевской ярмарки в Верховажье. 2008 Изделия из бересты. Фото с Бельтяевской ярмарки в Сямже. 2008
  • Изделия из бересты. Фото с выставки «Российский лен». 2009
  • Изделия из бересты. Фото с выставки «Золотое зерно традиций». 2010
  • Изделия из бересты
  • Изделия из бересты. Фото с выставки «Искусство Великого Устюга». 2006
  • Изделия из бересты. Фото с фестиваля «Голос ремесел». 2014
  • Изделия из Бересты. Фото с выставки «Современное народное искусство России». 2008
  • Изделия из бересты. Фото с Алексеевской ярмарки в Верховажье. 2008
  • Изделия из бересты. Фото с Бельтяевской ярмарки в Сямже. 2008

Характерное устюжское народное художественное ремесло, известное здесь с конца XVIII века. Местом его бытования был не город, а пригородные деревни, расположенные на противоположном от Великого Устюга берегу Северной Двины. По наименованию протекающей здесь речки Шемогсы, резьба по бересте иногда именуется «шемогодской резьбой». В деревнях, расположенных по берегам Шемогсы, еще в XVIII веке крестьяне научились искусству сквозной прорези и тиснения по бересте.

Высоким мастерством резьбы по бересте славилась шемогодская деревня Курово-Наволок, а наиболее талантливым резчиком-художником был И. А. Вепрев, крестьянин этой известной деревни.

Художественные особенности резьбы по бересте обусловлены свойствами материала: береста от молодой березы, мягкая и податливая под ножом резчика, уверенная рука которого легко вырезает мотив рисунка по наметке, а иногда просто «по памяти». После этого пластина бересты наклеивалась на изделие, выполненное обычно из мягкой древесины (осины), иногда фон подкрашивался или подклеивалась цветная фольга.

Шемогодскую резьбу отличал традиционный растительный мотив: тонкая ветвь вместе с листвой, плавно изгибаясь, заполняла все поле резьбы узорным кружевом. Часто в растительные орнаменты мастера вводили геометрические узоры из кругов, ромбов – «пряников», овалов, сегментов. Композицию строили по принципу четкой симметрии. Завершали рисунок каймой из листьев, треугольников, волнистых линей, сеточки. Выделяются произведения с сюжетными композициями: от галантных сцен из дворянского быта, чаепитий и гуляний по сказочным садам в XVIII – начале XIX века – до отражения бытовых крестьянских занятий: охоты, рыболовства в конце XIX – начале XX века.

Современные мастера Шемогодья, обобщая опыт предыдущих поколений, творчески развивая традиционные сюжеты и орнаменты, продолжают удивлять нас прекрасными произведениями искусства. Растительный рисунок они сочетают с изображениями архитектурных памятников Великого Устюга, любят вплетать в травный орнамент фигурки сказочных птиц и зверей, охотно иллюстрируют северный фольклор. В их узорах привлекают динамичные побеги с травными завитками, пышные декоративные цветы. Яркие контрастные фоны подчеркивают красоту узора, выявляют природные свойства материала. Художники мастерски варьируют традиционные орнаменты, обогащая их своими творческими находками.

Поделиться
Плюсануть
Класснуть