Катавальный промысел в Вологодской области

Обувь, валяная из шерсти, появилась у восточных славян довольно поздно. Валенки – это обувь в форме сапога, выбитого и спрессованного по специальной колодке. Название их чисто русское и встречается уже в XVIII веке. Понятие «валяние» – в значении прессовать шерсть – в некоторых районах России имело несколько иное звучание – «катание» – отсюда катаники. Первоначально появилась низкая валяная обувь – в виде высоких галош (коты, чуни, валенки, катанки, кеньги). К такой валяной обуви подшивали кожаную подошву, чтобы не промокала, и пришивали суконное голенище. Но валенки в виде цельного твердого сапога, сделанного на колоде, впервые появились в Нижегородской губернии в начале XIXвека, затем – в Ярославской, Тверской, Псковской, Новгородской, Владимирской, Костромской губерниях.

Более позднее распространение, в конце XIX – начале XX века, валяльно-войлочное производство получило в Вологодской губернии – особенно в Вологодском, Кадниковском и Грязовецком уездах. Много мастеров работало и в Тотемском, Великоустюгском и Сольвычегодском уездах. В других уездах губернии промысел носил семейно-ремесленный характер, и катанием валенок занимались для своих нужд. Кустарей-валяльщиков называли каталями.

В. И. Белов писал: «Каталь на Севере – фигура совершенно необходимая…». Белов описывает и труд «странствующих» каталей отходников, которые, сформировав артель из трех-четырех человек, обычно родственников, со своим инструментом ходили по избам, обслуживая хозяев и прочих заказчиков.

Работа, как и везде, начиналась с битья овечьей шерсти. Делалось это кожаной струной, туго натянутой на специальное подвижное устройство, подвешенное на стене. «По этой струне щелкали, «стрекали» особой деревянной зацепкой. Струна, вибрируя, разбивала в пух свалявшуюся шерсть. По-видимому, отсюда, как считает В. Белов, и пошло выражение «разбить в пух и прах». Взбитую шерсть осторожно развертывали в виде буквы Т на столе, клали холщовую прокладку, от величины которой зависел размер валенка. Складывали букву Т по оси и, не задевая прокладки, сметывали шерстяные края тонкой нитью. Это уже было что-то напоминающее валенок. Заготовку пересыпали ржаной мукой, осторожно помещали в большой чугун и кипятили, потом вынимали прокладку, заменяя ее колодкой. «Лишь после этого начиналось собственно валяние». Мастер осторожно использовал способность шерсти сваливаться, чтобы соединить, свалять края заготовок, после чего можно было спокойно применять и силу…Валенок катали вальком, шлепали, били, колотили, гладили, шастали по нему четырехгранным железным прутком. Чем сильней били и катали, тем больше валенок садился на колодку, а сам становился все меньше. В голенище вставляли распорки. Готовый валенок красили, сушили, зачищали пемзой».

Помещением для работы большинству местных каталей служила жилая изба, и только более зажиточные крестьяне имели особые помещения для мастерской. Катальня – изба в 7-8 аршин длиной и такой же шириной, с низким потолком и несколькими небольшими оконцами. В ней располагалась русская печь с котлом для кипячения воды. У противоположной стороны стоял верстак, на котором катали сапог. Иногда валять могли прямо на дому или в бане. Для стирки колпака имелась специальная поварня, которая могла служить сразу нескольким семьям.

Постановка катальни обходилась в 50-70 рублей, служила она 8-10 лет. Заработок одиночки-кустаря составлял около 10 рублей в месяц. Промысел этот исключительно мужской, и женщины в нем не принимали никакого участия.

Механизация в области катального промысла произвела настоящую революцию в мире русских валенок: чесальные и катальные машины ускорили и удешевили процесс производства. Борьба ручного и машинного производства логично закончилась в пользу фабрик, которые стали появляться повсеместно.

Однако изготовление и свойлачивание основ валяной обуви представляло собой сложный многоступенчатый процесс даже на фабрике. Работа в валяльном промысле – «чистая каторга – в пыли, в духоте, прели и вони», – отмечали современники. Даже в настоящее время для превращения шерсти в пару исконно русской обуви нужно пять дней упорной работы. И все это для того, чтобы согреться в зимнюю стужу натуральными экологически чистыми шерстяными валенками, которые выдерживают температуру до минус 60 по Цельсию.

Сегодня эта исконно русская обувь популярна, как и сотни лет назад. Наши спортсмены, к примеру, надели валенки с калошами даже на зимние Олимпийские игры в Солт-Лейк-Сити.

В Вологодской области валеночный бизнес сложился очень давно. Сам термин «вологодский валенок» не слишком известен в литературе. Между тем он имеет богатую историю и свои традиции. Известно, к примеру, что осенью 1734 года по указу императрицы Анны Иоанновны из Чарозерской волости Кирилловского уезда в далекую Тобольскую губернию были отправлены 30 «самых знатных» каталей вместе с семьями и скарбом. Существует предание, что именно они помогли заложить фундамент будущей славы для сибирского валенка. Впрочем, и вологодские катали свое дело знали. Секреты мастерства передавались из поколения в поколение, оттачиваясь до совершенства. Есть еще один любопытный исторический факт: в 1936 году на Большеивановской катавальне под Белозерском был изготовлен спецкомплект одежды: костюм из чистой шерсти, бурка и валенки. Все это предназначалось в подарок «дорогому вождю, товарищу Сталину».

С советских времен кавальные цеха в Череповце и Кичменгском Городке, в Великом Устюге производили доступный по цене товар массового потребления. Таким фабричным валенком можно смело забивать гвозди. Срок годности – 3-4 сезона, если размокнет – сядет, и пользы для здоровья никакой. Все потому, что для ускорения процесса шерсть травят серной кислотой или медным купоросом, обрабатывают паром и специальными прессами, красят.

Валенком ручной катки гвоздя не забьешь. Такие катаники всегда ценились больше фабричных – не только за способность лучше сохранять тепло, но и за лечебные свойства овечьей шерсти. «Валенки – это прежде всего здоровье. Овечья шерсть лечит и артрит, и ревматизм, массирует ноги», – убеждена вологжанка Татьяна Исаковская, собирающая шерсть для валенок по вологодским деревням.

На Вологодчине были и есть свои умельцы не хуже, чем в других областях. Взять, к примеру, каталей из деревеньки Вотча, что в 75 км от Вологды. Николай Алфеевич Сайкин выкупил местную катавальню в 2003 году. Сам он убедился в отличном качестве вотчинских валенок. В катавальне Сайкина все по-старинке, в работе используют те же инструменты, что и столетие назад: валек, каток, катушку, крякалку, пруток. Единственное механическое приспособление – шерстобитный станок.

Сегодня вотчинские валенки-самокатки известны далеко за пределами Вологодчины. Когда на московском конкурсе «Покупайте российское», который устраивает модельер Вячеслав Зайцев, модели дефелировали в вологодских валенках, мастер встрепенулся и воскликнул: «Повторите, чьи это валенки? Вологодская область? Спасибо, что сохранили душу Севера!»

А спикер Госдумы Борис Грызлов, увидев на выставке-ярмарке, устроенной в парламенте, ажиотаж вокруг вологодских брендов (масло, кружево, валенки), сказал: «Давайте договоримся, чтобы больше одной пачки масла и одной пары валенок в руки не давать!»

В музее Семенково для «развлечения» туристов хранится валенок-гигант 120 размера, весом 7,5 кг, сделанный мастерами Н. А. Сайкина.

В старину богатые люди заказывали валенки с загибом. Считалось, что раз шерсти хозяин не жалеет, значит, зажиточный. Сегодня загибы не так актуальны, в почете всевозможные украшения. Вотчинские мастерицы готовы выполнить любой каприз: и бисером расшить, и цветными нитками, хоть стразами Сваровски. Хотя главное все-таки не красота, а тепло и комфорт. Самое сложное – сохранить северную самобытность, не испортить валенки неуместным узором. Валенки, украшенные кружевами и стразами, уже выставлялись с успехом на выставке-ярмарке в Сочи. А вологжане могли увидеть чудо традиционной культуры на выставке «Российский лен». Подтверждением тому стала медаль «Золотой Сирин» первой степени, которой удостоились Н. А. Сайкин и кружевная фирма «Снежинка» на Всероссийской выставке отечественных товаров «Покупайте российское», проходившей в Москве с 16 по 20 декабря 2009 года.

«Черные валенки мы не катаем, – рассуждает Николай Сайкин, – овцы на Вологодчине серые, романовской породы. Эта шерсть, кстати, считается самой теплой. Наши валенки – экологически чистые, мы их не красим. Для белых валенок берем светлую шерсть, для серых – темную. Вообще с шерстью в области в последнее время напряженка. Скотины держат все меньше, тем более овец… Белую шерсть приходится закупать в Дагестане». У горожан большим спросом пользуется облегченный вариант валенок – чуни. «Чуни прекрасно подходят для городской квартиры с холодными полами…»

По мнению Н. А. Сайкина, валенки никогда из моды не выйдут: натуральный продукт, с умом сделанный.

Материал подготовлен сотрудниками Вологодской областной универсальной научной библиотеки

Новости по теме