В изготовлении украшений и бытовых предметов на Севере широко использовали кору молодой березы – бересту. Из нее делали лукошки и туеса различных размеров и пропорций, которые украшали тиснением, ажурной резьбой или росписью. Из бересты плели лапти, корзинки, коробочки, хлебницы, сумки – пестери. Плетение из бересты и тиснение – украшение поверхности предметов узорами, оттиснутыми штампиком, – были развиты на Севере повсеместно.

Сам материал с его бархатистой, теплой, чуть розоватой или желтоватой поверхностью очень красив, а в умелых руках обыкновенная березовая кора способна превратиться в удивительное произведение. Бересту широко использовали во всех районах Вологодской области, «сеченой берестой» славились Великий Устюг и деревни по реке Шемоксе, где сложились самобытные центры этого искусства.

Одним из примеров великоустюжской бересты является небольшая шкатулочка с изображением сюжетной сценки. На ее крышке помещен фасад дома с окнами в первом этаже и большими головами двух людей во втором. Слева к дому приближается мужчина в халате, с трубкой с длинным чубуком. У его ног бежит собака. Цветы и ветви символизируют пейзаж. Большеголовые персонажи переданы с юмором, в условной плоскостной манере, но с достаточной наблюдательностью и точностью в воспроизведении костюмов конца XVIII века. В исполнении этой уникальной шкатулки мастер совместил резьбу напроем с тиснением, гравировкой и своеобразным «канфарением» фона, более свойственным художественной обработке серебра.

Коллекция изделий из просечной бересты в фондах Вологодского музея-заповедника насчитывает несколько сотен экземпляров. Они повествуют о развитии этого интересного промысла на протяжении почти двух веков. Сеченая прорезная береста, которой украшали сундучки, шкатулки, бураки, кузова, получила название шемогодской по реке Шемогсе, притоку Северной Двины. В деревне Курово-Наволок бывшей Шемогодской волости была развита орнаментальная резьба по бересте. На лист бересты тупым шилом наносили узор, который затем просекали острым ножом. Основой орнамента шемогодских изделий был мотив закрученного спиралью завитка с розеткой внутри и пышными ответвлениями волнистых побегов. Варианты подобных узоров густо заполняют поверхности многих предметов крестьянского обихода, которые украшали таким берестяным кружевом. А чтобы оно лучше читалось, под бересту подкладывали подкрашенную фольгу или цветную бумагу.

Современные вологодские мастера не закрашивают бересту, а выявляют ее природные свойства: рисунок текстуры, чистый золотистый цвет, словно излучающий солнечное тепло. Плетеные берестяные хлебницы и корзины находят живой отклик у наших современников не только своей целесообразностью, но и непреходящей красотой самого материала.

Не меньше берестоплетения распространено было плетение корзин, коробов, пестерей из сосновой дранки, лозы, соснового корешка. Древесина сосны, выросшей на болоте, легко расслаивается на тонкие пластины и для плетения материал вполне пригодный. Плели «по прямому» или косыми рядами, верх закрепляли березовыми или черемховыми ободами, украшали бахромой из бересты. В начале XX века особенно славились плахинские корзинщики (Кирилловский уезд). Они отправляли на торг в Николо-Волок по десятку возов с драночными корзинами в день. Данное ремесло было распространено в деревнях Лещево, Андроново, Русаниха, Альферово вплоть до 1970-х гг.

Из ивового прута – гибкого, пластичного, прочного, легкого природного материала умельцы плели емкости различного назначения, корзины, предметы домашней утвари, вазы, короба, сундуки и даже колыбели. Все сложнее становилась техника, формы и оформление: от детской погремушки до сложной мебели. Сегодня мастера плетут из лозы конфетницы, фруктовницы, вазы, панно, абажуры и подносы.