(1905 – 1988)

«Работа художника – зеркало души. Если говорит человек искренне – это всегда завораживает, а после встречи хочется продолжить начатое им. Вот это желание стать лучше, чище и есть огонь, зажигаемый искусством», – однажды написала в записной книжке Александра Смоленцева.

Из воспоминаний Фаины Смоленцевой (Прендель), дочери Александры Ивановны:

Александра Смоленцева родилась 7 апреля 1905 года в Москве в семье служащего, уроженца Тверской губернии.

В 1920 году поступила на подготовительный курс Высших художественно-технических мастерских (Вхутемас), впоследствии – в Высший художественно-технический институт (Вхутеин), где преподавали Н. П. Крымов, Н. В. Синезубов, потом С. В. Герасимов, Г. В. Федоров.

В 1929 году окончила мастерскую профессора живописи Д. П. Штеренберга, который считал Шуру Смоленцеву одной из талантливейших учениц. Во время учебы получала стипендию из Фонда молодых дарований имени А. В. Луначарского. В 1929-1930 годы обучалась на высших педагогических курсах при Вхутеине.

11 сентября 1930 года была арестована и осуждена по ст. 58-11 УК РСФСР и приговорена к трем годам лишения свободы в исправительно-трудовых лагерях (реабилитирована в 1975 году за отсутствием состава преступления). Работала на строительстве Беломорско-Балтийского канала. Освобождена через два года.

Александру Ивановну позвала в Вологду знакомая, тоже ссыльная, врач Е. А. Ордынская. В Вологде с трудом нашла работу корректором в типографии «Северный печатник». В 1936 году пришлось бежать из Вологды – начались повальные аресты на судоремонтном заводе, где после ссылки в Архангельск работал её муж. Зимой пришлось жить в Москве у матери, буквально не выходя из комнаты, чтобы соседи не знали и не донесли. Выходила гулять по ночам. Боялась подвести мать и сестру...

Потом снова Вологда. Александру Ивановну принимают в Вологодское товарищество «Художник» в 1940 году. С 1941 года она – кандидат в члены Союза художников СССР, с 1943 года – член Союза художников СССР. В годы войны – участник выпусков «Окна ТАСС» в Вологде совместно с редакцией газеты «Красный Север». В 1946 году Указом Президиума Верховного Совета СССР награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Рисовала диаграммы, книжные обложки, оформляла клубы, писала вывески, стенгазеты, плакаты, рекламы, этикетки (одеколон «Сирень»), В 1946-1947 годах преподавала рисунок в художественно-кружевной школе. Жить было трудно, переезжали с квартиры на квартиру, снимали буквально «углы» или какие-то проходные крошечные комнаты то в городе, то в деревне Яминово под Вологдой. Приличное жильё – отдельную комнату в пятнадцать квадратных метров получили с мужем, когда Смоленцевой было 55 лет. Мастерскую Александре Ивановне дали в 75 лет.

К этому присоединялись скорби, не минующие всех людей, – потеря близких. Но удивительная сила и талант помогали. Писались портреты, натюрморты, пейзажи, потому что невозможно было не писать. Невозможно было не говорить о красоте мира, жизни, земных плодов. Человеку даны великие дары – свобода и творчество – в этом его подобие Богу – это исповедовала Александра Ивановна. И всегда она была благодарна за встречи с людьми сильными, щедрыми, духовно свободными, с которыми ее сводила судьба. У нее не было привязанности к материальному. Любила Льва Толстого, Рембрандта, Ван Гога, Сезанна, Бетховена, Николая Гумилева.

«Александра Ивановна прожила 83 года. Некоторое время, по вполне понятным причинам, ей было запрещено писать картины, многие произведения утрачены... Но каким цельным и единственным предстает перед нами это поразительное явление – живопись Смоленцевой!

Первое и самое сильное, захватывающее впечатление от работ – это цвет. То яркий, полнозвучный, с мощными аккордами контрастных сочетаний («Подсолнухи» 1966, «Дыни и груши» 1972, «Овощи» 1972, «Праздничный» 1975), то розовато-жемчужный, серебристый, с тончайшей гаммой пепельных, перламутровых, охристых тонов (натюрморт «Вологодский» 1978, «Дождь. Мастерская» 1978, натюрморт «Серебристый» 1981). Эмоциональный ключ ее произведений всегда различный. Через цвет, свет, композицию и смысловое решение передаются форма, объем, материальность предметов, их среда и пространство. В этом отношении хочется отметить, что живопись Смоленцевой базируется на самом серьезном осмыслении традиций ее любимого вхутемасовского периода. Своими произведениями она как бы перекинула мост к искусству начала XX века, к своим собратьям по ремеслу и именитым учителям, сохранив при этом личное мироощущение и индивидуальность», – считала Марина Вороно, искусствовед, куратор выставки «Александра Смоленцева» (2005).

Тексты и репродукции взяты из каталога к выставке «Александра Смоленцева», посвящённой 100-летию со дня рождения художника. Автор-составитель Марина Вороно.

Новости по теме