12+

Протасов Вадим Леонидович

Протасов Вадим Леонидович. 1970-е. Протасов В. Л. Автопортрет. 1977. Холст, масло. ВОКГ Протасов В. Л. Пейзаж. 1970-е. Холст, масло. ВОКГ Протасов В. Л. Портрет девушки. 1970-е. Холст, масло. ВОКГ Протасов В. Л. Иконописец. 1978. Бумага, шариковая ручка. ВОКГ Протасов В. Л. Летописец Нестор. 1978. Бумага, шариковая ручка. ВОКГ Протасов В. Л. Братья. 1970-е. Холст, масло. ВОКГ Протасов В. Л. По мотивам произведения М. Ю. Лермонтова «Демон». 1970-е. Холст, масло. ВОКГ
  • Протасов Вадим Леонидович. 1970-е.
  • Протасов В. Л. Автопортрет. 1977. Холст, масло. ВОКГ
  • Протасов В. Л. Пейзаж. 1970-е. Холст, масло. ВОКГ
  • Протасов В. Л. Портрет девушки. 1970-е. Холст, масло. ВОКГ
  • Протасов В. Л. Иконописец. 1978. Бумага, шариковая ручка. ВОКГ
  • Протасов В. Л. Летописец Нестор. 1978. Бумага, шариковая ручка. ВОКГ
  • Протасов В. Л. Братья. 1970-е. Холст, масло. ВОКГ
  • Протасов В. Л. По мотивам произведения М. Ю. Лермонтова «Демон». 1970-е. Холст, масло. ВОКГ

(27.12.1947 – 23.10.1978)

Живописец.

Родился в Вологде 27 декабря 1947 года. Будучи еще школьником, он начал посещать художественную студию вологодского Дворца культуры железнодорожников, которой руководил в те годы Николай Владимирович Баскаков, недавний выпускник Московского художественного института имени В. И. Сурикова. Протасов был самым младшим среди его учеников. Именно там Вадим получил первые серьезные уроки профессионального мастерства рядом со старшими товарищами, такими же увлеченными искусством людьми. Сегодня мы знаем, какую заметную роль в истории формирования культурной среды Вологды 1960 – 1970-х годов сыграла студия Дворца культуры железнодорожников. Здесь серьезно занимались воспитанием молодых художественных сил города, потому многие из ее выпускников впоследствии стали полноправными членами Вологодской организации Союза художников России. В 1966 году Вадим Протасов окончил вологодскую среднюю школу № 1 и мечтал о поступлении в художественное учебное заведение. Но тяжелая болезнь сердца не позволяла ему надолго отлучаться из дома. В 1968 году Вадим стал студентом Московского заочного народного университета искусств им. Н. К. Крупской и учился там три года. Писал маслом, рисовал, готовился к обязательным в будущем персональным выставкам. Но, увы, болезнь подстерегла его неожиданно: Вадим Протасов скончался от остановки сердца 23 октября 1978 года, когда ему было только тридцать лет.

С живописного холста прямо на зрителя смотрит молодой красивый мужчина. Его небрежно расстегнутая белая рубашка и романтично откинутые назад волосы немного контрастируют с серьезным вдумчивым взглядом, выдающим внутреннюю напряженность все-таки молодой и романтичной натуры. Таков автопортрет художника, одно из самых удачных живописных произведений Вадима Протасова, написанный им в конце 1970-х, скорее всего, в год тридцатилетия. Вглядываясь в него, отмечаешь профессиональную крепость рисунка, гармоничность цветового решения, а главное, присутствие в произведении образного начала. Среди живописных работ В. Протасова, переданных в коллекцию Вологодской картинной галереи его матерью Лидией Григорьевной Протасовой, есть портреты и натюрморты, пейзажи и литературные, историко-бытовые композиции из далекого и недавнего прошлого России. Не все они одинаково удачны по исполнению, но подкупают серьезным отношением молодого автора к освоению профессионального мастерства, яркой гражданственной позицией. Ведь сюжеты многих его картин обращены и к трагическим событиям Великой Отечественной войны, и к размышлениям об исторических судьбах русского крестьянства.

Большая часть графических произведений В. Протасова из собрания картинной галереи датирована 1978 годом, последним периодом в жизни молодого автора. Сюжеты их обращены к мотивам отечественной литературной классики, от легендарного «Слова о полку Игореве» до известных произведений А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и В. Г. Короленко. Практика использования литературной классики была характерна для профессионального графического искусства того времени. И молодые, начинающие авторы, не находя ответов на насущные вопросы времени в реальной действительности, искали их в классической литературе, выражая подобным образом свои чувства и мысли. Здесь звучали и любовь к Родине, и размышления о добре и зле, милосердии и справедливости. В рисунках Вадима Протасова, несмотря на отдельные явные заимствования у профессионалов, чувствуются и напряженность изображенного действия, и композиционная завершенность. Ему прекрасно удавались рисунок человеческого тела, построение изображения в сложных ракурсах, масштабная согласованность фигур. Он удачно работал как линией, так и короткой динамичной штриховкой, подтверждая врожденные способности к рисованию, которые замечал его первый учитель Н. В. Баскаков, предсказывая Вадиму счастливое будущее художника.

Творчеству молодого автора не суждено было получить развития и окрепнуть, оно оборвалось на взлете. Наследие Вадима Протасова, бережно сохраненное матерью, количественно невелико и стилистически неоднородно. И все же, передавая произведения Вадима в Вологодскую картинную галерею, Лидия Григорьевна, ветеран Великой Отечественной войны, верила и мечтала лишь об одном – сохранить имя сына в памяти родного города.

Поделиться
Плюсануть
Класснуть