Живописец.

Родился 20 сентября 1946 года в Москве. Постоянно живет и работает в Москве и Харовском районе Вологодской области с 1990 г.

Судьба художника Ивана Базанова тесно связана с Русским Севером. Москвич по рождению, он выбрал своим творческим причалом небольшую деревню на харовской земле Вологодчины, куда однажды приехал в 1990 году вместе с поэтом Михаилом Демашевым, уроженцем этих мест, и глубоко проникся любовью и восхищением красотой вологодского края. «Я пристал к этому берегу», – говорит художник.

С 1990 года Базанов прочно обосновался в Харовском районе Вологодской области. Он подолгу живет и творит в маленькой деревне Асеиха, воспевая в каждом своем полотне вдохновенную и скромную красоту природы северного края. Большое место в творчестве художника занимает изображение деревни, где с удивительной душевной теплотой он показывает полузаброшенные уголки некогда крепких крестьянских хозяйств («Зима за забором», «Зимний двор»), пытаясь средствами живописи рассказать о сегодняшних проблемах деревенской жизни, о месте человека в природе («Заждались»). «Деревня тает. Связующим звеном деревни являются корни человека, как неотъемлемой части самой природы. В каждой своей картине я хотел бы раскрывать социальные стороны современной действительности», – говорит художник. Драматическое настроение отчетливо прослеживается в работах «Брошенный дом», «Между прошлым и будущим». По мнению самого автора, в деревне у него появилось новое понимание собственного творчества, изменилась и цветовая палитра, стала светлее, появилось иное содержание в работах.

В последние годы стало традицией устраивать групповые и персональные художественные выставки в Харовске и Вологде, знакомить публику с созданными на нашей родной земле картинами. Поработать на пленэре по приглашению администрации Харовского района специально приезжают московские художники-живописцы Евгений Моисеев, Елена Павловская, Ольга Бородай, Виктор и Марина Орловы. В 2005 году Иван Базанов был назначен районной администрацией куратором учебных пленэров художников-любителей Харовского и Вожегодского районов. Воспитанный на традициях русской национальной реалистической школы живописи, Базанов верен ее принципам от самого начала творчества и до сегодняшнего дня. Сохранение и продолжение традиций, основанных на колористическом строе, стало выражением творческого кредо художника. Создавая свои художественные произведения, он прежде всего отталкивается от реальных природных мотивов.

Работа на пленэре для него основная, потому как главным учителем для себя он считает природу с ее первозданностью и неповторимостью. «Его любовь к природе безгранична, смиренна, доходит до полного растворения в ней, и природа его отблагодарила, открыв ему то, что скрыто от равнодушных глаз, и посвятив в глубокие тайны живописи», – отмечает искусствовед Григорий Климовицкий, курировавший выставку Базанова в Центральном Доме художника в 2003 – 2004 годах в Москве.

Диапазон жанров художника принципиально неширок: пейзажи, натюрморты, портреты близких людей, бытовые зарисовки. Центральное место по праву занимает пейзаж. По его мнению, пейзаж может говорить о многом. В нем он выбирает только определенные, любимые или близкие ему мотивы природы, открывая для себя в самом обыденном, как будто ничем не примечательном событии естественную красоту, создающую особое настроение. Нередко замысел будущей картины рождается вместе со стихотворными строчками, идущими откуда-то изнутри, от сердца, с обращением к людям и желанием поделиться увиденным, и ложится на холст согласно собственным внутренним переживаниям художника. Зачастую в уединении он сочиняет свои пейзажи-исповеди, которые становятся его непосредственным диалогом с природным ландшафтом, с волнующей многоликостью цветотональной среды, пленэра («Кумзерское утро»). Со временем палитру живописца отличает все более эмоциональный, более насыщенный колорит, а пейзажи деликатная камерность, которая сродни характеру самого художника. В них в силу своей творческой индивидуальности он создает запоминающийся образ русской северной природы со свойственным ему особым мягким лиризмом.

        Базанову, несомненно, нравится Харовск с непритязательностью его небольших улочек, неприметных уголков и окрестностей. Он любит людей и природу вокруг себя. Местным жителям довольно часто приходится видеть художника на улицах своего уютного города, которому посвящены его новые и ранее созданные холсты «Благовещение» «На краю зимы», «Весенние заморозки». На этих картинах харовчане в поэтичном образном ключе созерцают знакомые им виды.

Со своим творчеством Иван Базанов стремится познакомить как можно больше людей. Он активный участник выставок Московского союза художников, Союза художников России, но важнее всего ему оценка его труда земляками-вологжанами. Благодарные харовчане испытывают искреннее удовольствие от видов своего родного города, реки Кубены, вспоминая подчас свое детство. На берег реки Сить, в дом к художнику, едут поучиться мастерству серьезно работающие молодые живописцы, студенты столичных вузов, и он по возможности передает им свои секреты. Его цель – удержать эти «берега», найти своих единомышленников, чтобы вместе с ними сберечь и сохранить унаследованные традиции реалистического направления в современном изобразительном искусстве.

М. И. Мурашева, заведующая Мемориальной мастерской А. В. Пантелеева

Новости по теме