12+

Карцев Юрий Иванович

Карцев Юрий Иванович Карцев Ю. И. Бригада судостроителей. 1970-е. Бумага, офорт Карцев Ю. И. Бригадир. 1975. Бумага, офорт Карцев Ю. И. Дождь. 1979. Бумага, офорт Карцев Ю. И. Разлив стали. 1981. Бумага, офорт, акватинта Карцев Ю. И. Художник. 1980. Бумага, офорт Карцев Ю. И. Сталевары. 1979. Бумага, офорт. Музей «Северсталь» Карцев Ю. И. Портрет жены. 1980. Бумага, офорт, акватинта Карцев Ю. И. Юбилейная плавка. 1981. Бумага, цветной офорт, акватинта. ВОКГ Карцев Ю. И. Строительство моста через Шексну. 1980. Бумага, офорт, сухая игла, акватинта Карцев Ю. И. Дорога в Шексну. 1981. Бумага, офорт, сухая игла, акватинта Карцев Ю. И. Василий Белов. 1980. Бумага, офорт
  • Карцев Юрий Иванович
  • Карцев Ю. И. Бригада судостроителей. 1970-е. Бумага, офорт
  • Карцев Ю. И. Бригадир. 1975. Бумага, офорт
  • Карцев Ю. И. Дождь. 1979. Бумага, офорт
  • Карцев Ю. И. Разлив стали. 1981. Бумага, офорт, акватинта
  • Карцев Ю. И. Художник. 1980. Бумага, офорт
  • Карцев Ю. И. Сталевары. 1979. Бумага, офорт. Музей «Северсталь»
  • Карцев Ю. И. Портрет жены. 1980. Бумага, офорт, акватинта
  • Карцев Ю. И. Юбилейная плавка. 1981. Бумага, цветной офорт, акватинта. ВОКГ
  • Карцев Ю. И. Строительство моста через Шексну. 1980. Бумага, офорт, сухая игла, акватинта
  • Карцев Ю. И. Дорога в Шексну. 1981. Бумага, офорт, сухая игла, акватинта
  • Карцев Ю. И. Василий Белов. 1980. Бумага, офорт

(10.08.1940 – 22.04.1983)

График, педагог.

Родился в городе Юрьев-Польский Владимирской области, окончил Ивановское художественное училище и был распределен в Череповец. Здесь он был захвачен общим восторженным чувством созидания. А как только появилась возможность работать творчески, со всем жаром принялся создавать свою неповторимую «череповецкую сюиту». Еще работая в художественной школе, Карцев знакомился с жизнью череповецких заводов, наблюдал за строительством новых технических объектов, делая как натурные зарисовки рабочих, так и трудовых процессов. Имеющийся сегодня в нашем распоряжении материал, охватывает период с 1975 по 1981 годы. Эти несколько лет были для Карцева временем напряженной и чрезвычайно продуктивной деятельности. О них свидетельствует статья 1980 года череповецкого искусствоведа Владимира Татаринова: «Карцев – хороший рисовальщик и, похоже, прирожденный график. Но, зная его работы последних пяти лет, все же видишь, как трудно выявлялся этот его дар. Шли мучительные поиски материала и графической манеры, способных наиболее точно передать задуманное, наиболее полно выражающих его творческую суть. Он перепробовал многое – рисовал углем, карандашом, пером и тушью, применял графит, пока не остановил свой выбор на офорте – старой графической технике травленого штриха и акватинте – одной из манер офорта».

Основным жанром Карцева стал индустриальный пейзаж, а в нем два излюбленных мотива, сразу выделивших его среди других художников, связанных с романтикой водных просторов. Это образ буксира, трактованный им как почти одушевленное существо, сравнимое с подводным кораблем «Наутилус» капитана Немо из книги Ж. Верна и представленное то в динамичном ракурсе как радостный кораблик («Юбилейный буксир»), то статично («Ремонт буксира»), то в феерической композиции как фантастический объект («Грузовой порт»). Итогом большой серии «Череповецкий судостроительный завод» стал самый оригинальный офорт Юрия Карцева «Бригада судостроителей», в котором он использовал принцип монтажа в одном листе нескольких мотивов-клейм. Второй излюбленный мотив череповецкого гравера был связан с образом строящегося моста через реку Шексну, показанного в необычном ракурсе снизу, когда центром изображения становились опора вантового моста и само расходящееся в перспективе полотно моста. Не менее интересные композиции Карцев посвятил и Череповецкому металлургическому заводу, используя в портретах рабочих – доменщиков и сталеваров и в сюжетных сценах сочную пластику рисунка, зримо передающую саму суть льющегося металла («Сталевары», «Разлив стали», «Череповецкие огни»). Эти мотивы, выполненные в разных графических техниках рисунка углем, шелкографии, офорта, акватинты, были трактованы столь необычно и островыразительно, что стали своеобразными художественными символами города металлургов. Воплотить эти образы, а значит выразить себя, создав оригинальные композиции, Карцев сумел в самой сложной, трудоемкой и очень опасной для здоровья гравюрной технике глубокой печати на металле. Он виртуозно владел спецификой традиционного штрихового офорта. Но, не удовлетворяясь им, экспериментировал с цветом, применяя то очень деликатные колористические решения серо-зеленоватых, а то и очень смелых ярко-голубых и зеленых тонов в сюжетах, связанных с металлургическим заводом, естественно работал в горячей гамме красно-коричневых и желтоватых цветов. Более же всего художник нашел себя в акватинте, особой офортной манере, позволяющей добиваться специфической фактуры листа с россыпью искр, блесток и подлинных фейерверков света, адекватно передающих как сверканье металла, так и блики на воде.

Наряду с индустриальной средой Юрий Карцев всегда проявлял интерес к живой, трепетной природе и хрупким эмоциям человеческой души. И неслучайно именно в сельском пейзаже и портретах творческой интеллигенции и самых близких людей открылась тонкая, пронзительно чувствующая натура художника («Дождь», «Осенний пейзаж», «Портрет жены», «Портрет В.И.Белова»), но развить эту линию своего творчества он не успел. Находки, сделанные Карцевым в своих офортах, позволяют предположить, что проживи художник дольше, он смог бы еще более развить свой дар и достичь уровня выдающегося современного художника, что нисколько не умаляет значения его творческого вклада в вологодскую изобразительную культуру ХХ века.

Ирина Балашова, искусствовед


Поделиться
Плюсануть
Класснуть