(5.08.1899 – 14.04.1964)

Живописец.

1899 – родился в д. Семенка Никольского уезда Вологодской губернии.

1918 – окончил Великоустюгскую гимназию.

1919 – 1921 – преподает рисование в Никольской единой трудовой школе.

1922 – 1923 – художник-декоратор в клубе речников Великого Устюга.

1924 – 1925 – учеба во ВХУТЕМАСе в Москве.

1928 – 1931 – художник-постановщик в городском драмтеатре Великого Устюга.

1932 – переезд в Архангельск.

У истоков утверждения советского изобразительного искусства на Вологодчине в первые его десятилетия стояло творчество полузабытого сегодня художника Александра Васильевича Казакова. Раннее творчество Казакова заслуживает внимание не только потому, что художник, его искусство связано с вологодской землей: как известно, формирование живописца изначально было связано с культурно-художественной средой Великого Устюга – «оплота» северной древней культуры, города с глубокими традициями древнерусской архитектуры, живописи, народного искусства. В произведениях Казакова 1920-х годов как бы сфокусировалось само время, отражены сопутствующие ему события: «Ликбез», «Сбор продналога», «Детский сад» и т. д.

Искусство А. В. Казакова представляет интерес и как художественное явление само по себе, и как искусство, в котором отразились тенденции живописной культуры своего времени. Необходимо отметить, что, будучи преподавателем изобразительного искусства в Никольской школе, сам Казаков не имел основательного «ученого» образования. Желание стать профессиональным художником оказалось сильнее субъективной самооценки своих творческих возможностей, основанных на его природном живописном видении. А. Казаков, стремясь освоить формы академического искусства, посещает в Великом Устюге студию известного художника, выученика Академии художеств Е. П. Шильниковского.

Произведения А. В. Казакова этого времени можно отнести к разряду «пограничных», в них как бы соединяется примитивное начало с формами профессионального искусства. В холсте «В детской столовой» художник, еще не владея в достаточной степени анатомическим рисунком, деформирует фигуры детей, нарушает их масштабность, наблюдается и повтор в передаче черт лица в каждом образе ребенка. В то же время живописец стремится «грамотно» решить изображение внутреннего пространства столовой, порой соединяя обратную и прямую перспективы. Композиция в картине скорее интуитивно уравновешивается художником цветом, точнее пластическими массами, ритмическим повторением цветовых пятен в колорите. В холсте «Военный обоз на Северном фронте осенью 1918 г.» художник посредством верно найденных цветовых отношений не только «укрепляет» диагональ композиции, но и передает состояние осеннего ненастного дня в пейзаже, интонации сопутствующего настроения, наполняя произведение лирическими чувствами и переживаниями. В данном случае можно определить отношение художника к натуре, отметить его увлечение импрессионизмом.

В годы учебы во ВХУТЕМАСе в Москве А. В. Казаков открывает для себя искусство Сезанна, «бубнововалетовцев», которые оказали заметное влияние на его художественное формирование. Работы А. Казакова послемосковского периода (конец 1920-х годов) отличаются цветовой насыщенностью, внутренней экспрессией, обобщенностью форм, которые он строит посредством самого цвета. В то же время в них сохраняется связь с примитивом: «Женское собрание», «Сбор продналога». Необходимо вспомнить то, что в эти годы профессиональные художники, в свою очередь, повернулись в сторону фольклора, искусства примитива, «припав к роднику живительной народной культуры», в процессе «опрощения» используя внеакадемические художественные формы. Таким образом, произведения Казакова по своим стилистическим особенностям приближаются к произведениям профессионалов.

Стирание границ между примитивом и профессиональным искусством в начале ХХ века позволяет во всей полноте понять и оценить многообразие форм и течений искусств этого времени, выявить и определить место, которое занимает в нем творчество А. В. Казакова.

Галина Дементьева, искусствовед