(18.01.1954 – 03.10.2008)

График.

Родился 18 января 1954 года в Горьком (Нижний Новгород). Учился в Горьковском художественном училище (1963 – 1973), Ленинградском Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (1984 – 1990) у К. И. Шихова, В. А. Ветрогонского, В. Г. Старова, О. Ю. Яхнина. В 1990 году получил золотую медаль АХ СССР за серию литографий «Память». Член Союза художников России с 1991 года.

Участвует в художественных выставках с 1982 года. Произведения художника экспонируются на всероссийских, межрегиональных, областных, международных выставках. Персональные выставки прошли в Риссере, Мельбу (Норвегия, 1991, 1992), Череповце (1994, 2004, 2009, 2013), Вологде (1999, 2004, 2014).

Произведения художника находятся в Вологодской областной картинной галерее, Череповецком музейном объединении, в картинной галерее Е. М. Лунина (Череповец), в частных коллекциях в России и за рубежом.

Художник работал в станковой графике в технике акварели и литографии в жанрах пейзажа, сюжетно-тематической композиции. Основные произведения: серия литографий «Память» (1990), серия акварелей «Русский Север» (1982), серия акварелей «Кирилло-Белозерский монастырь» (1990-е), цикл акварелей о северной деревне (1980 – 1990).

Умер 3 октября 2008 года в Великом Новгороде.


При упоминании имени яркого и неординарного художника обычно возникает концентрированный образ его искусства; когда вспоминаешь череповецкого графика Владимира Паскина, перед мысленным взором встает туманный пейзаж с одинокой лодкой на причале, силуэтом монастыря или деревенским видом. Казалось бы, подобные мотивы не редки и у других художников, но у Паскина они обладают неповторимыми волнующими свойствами. Объяснение тому кроется в способности художника соединять первозданность первого впечатления с глубиной философского постижения бытия.

Учеба в Академии художеств сыграла определяющую роль в становлении Владимира Паскина. Его пример показателен – семена учебы у известных отечественных мастеров графики легли на благодатную почву дотоле дремлющего таланта: академическое образование огранило его дар, позволив художнику заговорить своим прекрасным голосом. Ведь после училища в Горьком он писал в довольно ярком колорите, был склонен к стилизации, перегруженности композиционных решений, то есть, был как очень многие. В Академии, попав к знаменитому Владимиру Ветрогонскому, он вобрал все лучшее, что мог ему дать этот выдающийся график. Став его любимым учеником, наследником поистине великих традиций старейшего художественного учебного заведения России, Паскин получил золотую медаль за свою дипломную работу.

В. Паскин подобно большинству графиков для всеобъемлющего выражения своих замыслов, как правило, работал над сериями: «Онега», «Красноярск», «Память», «Норвегия», «Крещенские морозы», «Кумиры», «По Рубцову». Романтик по натуре Владимир с увлечением ездил на пленэры. Его влекли обширные пространства, грандиозность гор, раздолье полей, он находил там простор для полета своей восторженной, поэтической души. Ведь не случайно в детстве он мечтал стать планеристом. Ранняя серия акварелей и рисунков пастелью, выполненная на практике в Красноярске, демонстрировала бурный темперамент молодого автора. Студент изображал Саяно-Шушенскую ГЭС, величественные горно-таежные пейзажи. Работам был свойственен насыщенный колорит из красных и синих тонов, передающих суть этой земли. Здесь он выполнил большую серию острохарактерных портретов рыбаков и стройотрядовцев, показав себя талантливо и в этом жанре искусства. Освоив в совершенстве все графические техники, предпочтение Владимир отдал литографии, в дипломной серии «Память» он заявил о себе как о художнике, откликавшемся на больные социальные вопросы, склонном к мышлению образами-символами, метафорами.

Вернувшись после учебы в академии в Череповец, он был полон радужных надежд, перед ним раскрывались поистине необозримые горизонты, но наступили 1990-е годы, лишившие художников необходимой поддержки государства, каждый теперь был за себя. Спасали какое-то время поездки в Норвегию, где он делал акварели, которые там же и были закуплены. Счастливое романтическое мироощущение менялось на меланхолическое, а затем и трагическое.

Проработав три десятилетия на Вологодчине, талантливый график органично вписался в традицию, начатую такими выдающимися литераторами, как Н.Рубцов и В.Белов, художниками Д.Тутунджан, В.Сергеевым, Н.и Г.Бурмагиными, В.Н.Корбаковым, реализовывавших себя прежде всего в глубинном постижении национальных корней, в решении вопросов социальной значимости. В Череповце Владимир перешел на работу преимущественно в технике акварели, которая точнее передавала его сложные ощущения, вибрации нежной, ранимой души, его восхищение и печаль. Он перешел на большой формат, создавая листы программного содержания. Принципиально важным условием творческого метода для него всегда была работа с натуры. Художник обладал удивительной способностью в реальном, для многих обыденном пространстве, видеть объекты, становящиеся многозначными символами. Именно это, как представляется, объясняет неповторимо убедительную силу воздействия произведений В. Паскина. Так воспринимается одна из последних его акварелей «У забытых родников. Крышка старого колодца». Она была написана действительно с подобной деревянной плахи, найденной в деревне. Художник не случайно давал подобные «говорящие» названия своим работам, тем самым он хотел подчеркнуть идейную содержательность замыслов.

Лебединой песнью В.Паскина стала серия больших акварельных листов «По Рубцову», вобравшая в себя все его светлые и драматические размышления о судьбе России. Каждый лист был назван строчкой из стихов любимого поэта, что, не ограничивая их сюжетной основы, неизмеримо расширяло образно-поэтический спектр мыслей и чувств, заложенных автором. Завершая этот цикл, художник мечтал работать над национально проникновенной прозой писателя И.Шмелева, что позволило бы ему погрузиться в размышления о духовном, православном, вечном. Символичным представляется и то, что жизнь Владимира Викторовича Паскина оборвалась на берегу реки Волхов в Великом Новгороде сразу после открытия региональной выставки «Российский Север», в том великом русском городе, куда он так неудержимо стремился. Это яркое свидетельство того, что художник до конца, истово был предан искусству, своей благородной духовной миссии.

Новости по теме