Великий Устюг – административный центр Великоустюгского района. Город областного подчинения. Располагается в 450 км к северо-востоку от Вологды на левом берегу реки Сухоны. Численность населения города на 1 января 2014 года составила 31 983 человек. Датой основания города считается 1147 год.

Первое поселение в районе нынешнего Великого Устюга – Гледен – было основано великим князем Владимирским Всеволодом Большое Гнездо на высокой горе у слияния Сухоны с Югом в четырех километрах от современного города в XII веке. По легенде, название Гледен связывают с тем, что с этой горы открывался хороший вид на окрестности. Из-за изменяющегося течения река Сухона стала подмывать правый берег, на котором располагался Гледен. Ввиду этого уже в XII веке посадские люди стали переселяться на левый берег Сухоны и основали там новое поселение, названное по устью реки Юг – Усть-Югом или Устюгом.

Несколько веков Устюг и Гледен существовали параллельно. В первой половине XV века Гледен участвует в феодальных войнах между московскими и звенигородскими князьями. В 1436 году после двухмесячной осады город был взят Василием Косым, а в 1438 году полностью уничтожен вятичами. После этого город уже не восстанавливался. Часть жителей ушла в Великий Устюг, часть – в село Морозовица, известное с 1440 года. В память о городе остался Троице-Гледенский монастырь, основанный в XII веке.

Первые достоверные сведения об Устюге относятся к 1212 году, когда в городище был заложен Михайло-Архангельский монастырь. Устюг с самого своего основания служил опорным пунктом ростово-суздальских князей, преграждая дорогу новгородцам в древнее Заволочье. В XIV-XV веках борьба, разгоревшаяся за Север, не оставила в стороне и Устюг. Новгородцы шесть раз нападали на него. Устюжане выступали на стороне московских князей. В конце XIV века при Великом князе Василии I Устюг окончательно входит в состав Московского княжества.

Во второй половине XV века Устюг сыграл большую роль в собирании северных земель под властью Москвы. Устюжские полки совершили более полутора десятков военных походов. В 1465 году «охочие люди» из Устюга ходили воевать в Югорскую землю и, пленив тамошних князей, наложили дань. В 1471 году был совершен поход на двинские колонии Новгорода, завершившийся победным сражением на реке Шиленге. В 1472 году не без участия устюжан к Московскому государству была присоединена Пермская земля, в 1489 году – земля вятичей.

В середине XVI века Устюг перестал быть окраинным укреплением и потерял свое военное значение. Однако благодаря выгодному географическому положению и в связи с открытием торгового пути по Сухоне и Северной Двине к Белому морю, он продолжал развиваться как торговый центр. Устюг стал главным пушным рынком страны. Рост торговли послужил толчком к развитию кустарных производств и художественных промыслов. В XVI веке торговое значение Устюга настолько возросло, что Иван IV включил его в число опричных городов, дававших деньги «на государев обиход». Именно в этот период за ним утверждается название Великий. В XVI-XVIII веках богатые устюжские купцы возводят и украшают многочисленные церкви, строят каменные дома. В начале XX века в Великом Устюге велась служба в 27 храмах и 4 монастырях. Многие из них сохранились до нашего времени.

Соборное дворище – главный храмовый ансамбль Великого Устюга – включает в себя Успенский собор 1652-1663 года с колокольней, собор Прокопия Праведного 1668 года, собор Иоанна Устюжского XVII-XIX веков, Архиерейский дом XVIII века, а также еще несколько церквей и ряд хозяйственных построек.

Михайло-Архангельский монастырь – второй по значению архитектурный ансамбль города, основные каменные здания которого выстроены во второй половине XVII века.

Церковь Вознесения на Торгу 1648 года – самый ранний из сохранившихся памятников устюжского каменного зодчества. Это один из самых впечатляющих храмов Великого Устюга.

Дымковская Слобода – церковный ансамбль XVIII века, расположенный по другую сторону Сухоны от Соборного дворища.

Великий Устюг – родина выдающихся мореходов и землепроходцев. Предприимчивые устюжане раньше прочих прошли вдоль и поперек всю Сибирь от Урала до Тихого океана, что и послужило толчком к началу географических открытий русских землепроходцев в Восточной Сибири и далее. Открытия эти начались в 1648 году походом Семена Ивановича Дежнёва, жителя Устюга. Отправившись в путешествие на небольших судах – «кочах», Дежнёв первым в мире доказал существование пролива между Азией и Америкой, подробно описал Чукотку, основал Анадырский острог и вернулся в Москву. Пролив впоследствии стал называться Беринговым, но открыл его именно Дежнёв на 80 лет раньше Беринга. Историческая справедливость отчасти восстановлена – именем Дежнёва теперь называется самая восточная точка Азии.

В 1649 году еще один устюжанин Ерофей Павлович Хабаров установил кратчайший путь из Якутска на Амур, проплыл по последнему до самого моря, составил описание увиденных земель и «чертеж реке Амуру». В честь его назван город Хабаровск.

В 1697 году Владимир Атласов открыл и описал Камчатку и Курильские острова, положив тем самым начало периода интенсивного исследования берегов и островов Тихого океана.

В 1745 году Михаил Неводчиков исследовал Алеутские острова, в 1748 году Афанасий Бахов совместно с якутским купцом Новиковым увидел неизведанные ранее северные берега Америки, в 1764 году купец Василий Шилов составил карту Алеутских островов и принял активное участие в их освоении. За это он получил от Екатерины II медаль «за усердие о взыскании за Камчаткою новых островов». В результате всех этих «взысканий» в 1789 году была организована Северо-Восточная компания, которая впоследствии стала называться Российско-Американской. Одним из первых директоров компании становится устюжский купец Михаил Булдаков.

В XVIII веке в связи с перемещением торговых путей Великий Устюг, как и многие другие северные города, утратил торгово-транспортное значение. С утратой былой славы менялось и административное положение Устюга. До конца XVII века он был центром огромной территории. В 1682-1788 годах Великий Устюг являлся центром Великоустюжской и Тотемской епархии. В 1708 году, когда Петр I разделил страну на восемь губерний, Великий Устюг стал центром Великоустюжского уезда и вошел в состав Архангелогородской губернии. С 1719 года Великий Устюг – центр Великоустюгской провинции. С 1780 года – в составе Вологодского наместничества. В XIX век он вступил в качестве уездного города Вологодской губернии. В 1918-1929 годах Великий Устюг был центром Северо-Двинской губернии РСФСР.

В XVII веке в Великом Устюге сложился известный русский народный художественный промысел – великоустюжское чернение по серебру. В 1933 году образована артель Северная чернь (в настоящее время завод «Северная чернь», производящий художественные серебряные изделия, в том числе ювелирные).

Во второй половине XIX – начале XX веков предприимчивое устюжское купечество открыло в городе и уезде целый ряд промышленных заведений, продукция которых находила широкий сбыт. Тончайшее полотно из лучших сортов местного льна ткали на Красавинской фабрике наследников Я. Грибанова. На маслобойных заводах Чебаевских выпускали льняное масло и олифу, на заводе «Новатор» И. Я. Львова – клееную фанеру, на заводе «Бавария» Л. Г. Зебальда – отличного качества пиво и лимонад. Большая заслуга принадлежала устюжанам и в развитии пароходства на северных реках. В городе были открыты пристань и Михайловские мастерские по ремонту и строительству судов. В 1910-х годах Устюг по развитию промышленности занимал второе место после губернского центра.

Первый музей Великого Устюга – древлехранилище – был открыт в 1910 году в здании Введенской церкви Михайло-Архангельского монастыря. За время существования в древлехранилище были переданы предметы древности из Михайло-Архангельского, Иоанно-Предтеченского, Троице-Гледенского монастырей, Успенского собора, Кирилло-Мефодиевской, Спасовсеградской, Сретенской Мироносицкой церквей. Ценнейшие фонды древлехранилища стали основой созданного в 1918 году Музея северодвинской культуры.

Самые яркие и драматические страницы в истории музея – его бескомпромиссная борьба за сохранение архитектурного облика Великого Устюга. В 1924 году в ведение Музея северодвинской культуры были переданы Михайло-Архангельский собор, Владимирская церковь Михайло-Архангельского монастыря, в 1926 году – Троицкий собор Троице-Гледенского монастыря с его уникальным иконостасом, деревянной скульптурой и колоколами.

В 1970-х годах началась активная работа по восстановлению памятников истории и культуры города, которая продолжается и в наши дни.

Великий Устюг входит в число российских городов, обладающих особо ценным историческим наследием. Существующий исторический облик города формирует гармоничное сочетание древних каменных церквей и городских усадеб. В городе насчитывается 150 объектов культурного наследия федерального и регионального значения.

Памятники Великого Устюга являются объектом постоянного внимания тысяч туристов, ежегодно посещающих город. Развитию туризма активно способствует проект «Великий Устюг – Родина Деда Мороза», который реализуется с 1998 года.

При подготовке материала использованы следующие источники:

- Вологодская энциклопедия. – Вологда, 2006;

- Города России: Энциклопедия. – М., 1994;

- Край наш Вологодский. – Архангельск, 1982;

- Степановский И.К. Вологодская старина. Историко-археологический сборник. – Вологда, 1890;

- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. – СПб., 1890-1907;

- www.vologda-oblast.ru: сайт Правительства Вологодской области;

- www.v-ustug.ru: сайт города Великий Устюг;

- www.severgrad.com: сайт туристической компании «Северградъ»;

- wikipedia.org: сайт свободной общедоступной многоязычной универсальной энциклопедии Википедия.


Новости по теме