12+

Музей-усадьба Батюшковых и А. И. Куприна в Даниловском

О, память сердца! Ты сильней рассудка памяти печальной…

В селе Даниловское Устюженского района расположен Дом-музей Батюшковых и А. Куприна – бывшая усадьба вологодских дворян Батюшковых, с именем которых связано немало удивительных легенд.

О Лары и Пенаты!..

Усадьба Даниловское Интерьеры усадьбы Даниловское Интерьеры усадьбы Даниловское Интерьеры усадьбы Даниловское Интерьеры усадьбы Даниловское Интерьеры усадьбы Даниловское Интерьеры усадьбы Даниловское Памятник Константину Батюшкову в усадебном парке
  • Усадьба Даниловское
  • Интерьеры усадьбы Даниловское
  • Интерьеры усадьбы Даниловское
  • Интерьеры усадьбы Даниловское
  • Интерьеры усадьбы Даниловское
  • Интерьеры усадьбы Даниловское
  • Интерьеры усадьбы Даниловское
  • Памятник Константину Батюшкову в усадебном парке

Первая легенда связана с происхождением семейства: родоначальником его считается татарский хан Батыш, который влюбился в русскую княжну, а затем, приняв православную веру, женился на ней и перешел на службу к московским князьям. Эта романтическая история документального подтверждения не нашла. В «Российской родословной книге» П. А. Долгорукова Батюшковы записаны как древнейшая дворянская фамилия, «существовавшая в России прежде 1600 года».

Многие представители этого рода упоминаются в различных документах XVI столетия. В летописях 1543 года есть записи о Семене Батюшкове, который «ходил послом московским» в Молдавию. Известно и об устюженском представителе этого рода – Ляпуне Батюшкове, ведавшим рыбацкой слободой на Мологе, в его обязанности входило поставлять на царский стол красную рыбу.

В 1799 году на основании поколенной росписи и двух похвальных грамот Батюшковы были внесены в «Общий гербовник дворянских родов». Начинается эта поколенная роспись с Ивана Михайловича Батюшкова. У него было двое сыновей – Тимофей и Федор, ветвь Константина Батюшкова идет по младшей линии – Федора.

В 1612 году Иван Никитич Батюшков по дарственной грамоте был пожалован владениями в «Есенецком стане», в том числе и сельцом Даниловское, а также прилегающими к нему деревнями и пустошами.

В XVIII – начале XIX века в своем имении Лев Андреевич Батюшков построил дом, который сохранился до наших дней в первозданном виде. Это деревянное одноэтажное здание с мезонином, пристройками, со стороны парка представлена открытая веранда с колоннами, балкон. В 1813 году пленными французами у особняка был разбит липовый парк. Первоначально он состоял из четырнадцати аллей, сейчас их только шесть. По описи имущества около дома также были фруктовый сад, различные дворовые постройки: людские, бани, конюшни, коровник, псарня, каретник, кузница, амбар, а также церковь, около которой находилось родовое кладбище, – но ничего этого до наших дней не сохранилось. От бывших владельцев еще остался второй господский дом, что находится практически напротив усадьбы на искусственном земельном возвышении, его нижнее каменное основание датируется XVIII веком. В то время там располагался погреб, а впоследствии была сделана надстройка, и в доме жил последний управляющий усадьбы Иван Александрович Арапов, который стал прообразом одного из героев произведений Александра Куприна. Сейчас в этом здании находится администрация местного сельскохозяйственного предприятия.

До 1917 года имение принадлежало Батюшковым и передавалось ими из поколения в поколение только по мужской линии. После революции усадьба в Даниловском была национализирована. Затем на протяжении многих лет она переходила от одной организации к другой, и лишь в 1960-м году по инициативе группы краеведов-устюжан здесь на общественных началах открылся народный музей Батюшкова и Куприна. Статус муниципального ему был присвоен лишь в 1970-е годы, когда он стал филиалом краеведческого музея города Устюжны. В 1987 году, к 200-летию со дня рождения Константина Батюшкова на территории парка был открыт памятник поэту (автор московский скульптор В. И. Юдин). Сейчас усадебный дом является памятником федерального значения, там располагается экспозиция, посвященная истории рода Батюшковых, воссозданы интерьеры XVIII-XIX веков. 11 сентября 2010 года в музее отметили двойной юбилей – 50 лет со времени его основания и 140 лет со дня рождения Александра Куприна. На праздник приезжали потомки рода Батюшковых Валерий Александрович Рабизов со своей семьей.

И слогу душу дать…

Для Константина Батюшкова имение в Даниловском было особенным, он очень любил это место и называл его «дедовский кров». Именно здесь прошли его детские годы под строгим надзором Льва Андреевича. В Даниловском будущий поэт освоил азы грамоты, начал сознательное чтение: в усадьбе была неплохая библиотека. Сюда в имение он пришлет из Петербурга и письмо отцу с просьбой о благословлении на первый военный поход.

В память о двух самых близких для поэта людях в гостиной висят два портрета, на которых изображены дед и отец. Каждый из них был владельцем этой усадьбы и оставил след в ее истории. Так Лев Андреевич считался прекрасным хозяином, при нем имение процветало. Он, к примеру, в течение сорока лет вел тяжбу с соседским помещиком Нелединским-Мелецким из-за одной только деревеньки Тучково, но результатом этого длительного спора стало выигранное дело. Лев Андреевич составил полную опись всего, что находилось в доме: у него на учете была каждая книга, каждая солонка, даже каждый слесарный инструмент. Благодаря этой описи наши современники могут судить об обстановке, окружающей будущего поэта в детстве. Лев Андреевич завещал дом своим сыновьям Павлу и Николаю, но Павел отказался от наследства в пользу брата. Николай Батюшков в возрасте 42 лет вышел в отставку и поселился в Даниловском, где жил до конца своих дней. Он был нерадивым хозяином, увлекался азартным играми, наделал огромное количество долгов и разорил имение. Оно пошло на торгах с молотка, и буквально перед смертью отца в 1817 году Константин Батюшков сумел предотвратить продажу дома, заложив несколько деревень. Поэт буквально спас имение, но управлять им Константину Николаевичу пришлось недолго – он уехал на дипломатическую службу в Италию, откуда вернулся в Россию уже тяжело больным человеком, и в Даниловское больше не приезжал. Домом и имением управляла семья Гревенсов, пока Помпей, сводный брат поэта, не достиг совершеннолетия, тогда Даниловское вновь вернулось к Батюшковым.

В одном из книжных шкафов дома хранится прижизненное издание произведений поэта, вышедшее в 1817 году – «Опыты в стихах и прозе». Над этой книгой Батюшков работал в имении матери Хантоново (Череповецкий район). А полное трехтомное собрание сочинений Константина Батюшкова к его столетию выпустил Помпей, он собрал воедино стихи, прозу, переписку Константина Николаевича.

Для будущего государственного деятеля, историка и этнографа Помпея Константин был не просто братом или старшим товарищем, он очень многое сделал для его воспитания и образования. У Константина Батюшкова никогда не было своей семьи, детей, поэтому он с особым трепетом относился к младшим сестрам и брату.

Трагична история любви Константина Батюшкова к Анне Фурман. Девушка была приемной дочерью президента Академии художеств Алексея Николаевича Оленина. Чувство вспыхнуло еще в 1812 году в усадьбе Приютино перед военным походом. Всю военную кампанию Константин Батюшков думал о свидании с этой девушкой, но, увы, встреча оказалась печальной. Анна Фурман дала согласие на брак с Константином Батюшковым, но не по любви, а подчинившись чужой воле, – Батюшков считался достойной партией. И Константин Николаевич расторг помолвку, посчитав, что жениться таким образом безнравственно. После чего он уехал на военную службу в Каменецк-Подольский, откуда написал своей тете Екатерине Муравьевой: «Не любить я не в силах, жертвовать собой позволено, жертвовать другими могут лишь злые сердца». Пути Батюшкова и Фурман разошлись, и больше судьба их не сводила, но именно этой девушке поэт посвятил свои самые красивые стихи о любви.

Глагол времен

Усадьба Батюшковых связана с еще одним значимым в литературе именем – Александром Куприным. Он был хорошим другом последнего владельца имения Федора Батюшкова, профессора петербургского университета, филолога, критика, литературоведа. До революции Федор Дмитриевич был редактором двух известных журналов «Мир Божий» и «Космополис». В издательстве журнала «Мир Божий» он познакомился с Александром Куприным. В Даниловском писатель бывал с 1906 по 1911 годы. Жил он здесь непостоянно: гостил по неделе, по две, иногда по несколько месяцев. Если суммировать все его приезды, то в целом Александр Иванович провел здесь около двух лет. Куприн любил ходить на охоту и рыбалку с местными крестьянами. Однажды он чуть не утонул на болоте, потеряв сапоги, его спасли и даже подарили лапти, после такого случая на охоту он ходил исключительно в этой обуви. Здесь он не только отдыхал, но и много работал: по его просьбе был сколочен стол из свежеструганных досок, он брал с собой охапку сена, садился в мезонине и писал. В Даниловском он создал «Суламифь», «Слона», «Изумруд», «Реку жизни», «Обиду», «Жидкое солнце», «Как я был актером», «Псов», «Нищих», очерк «Водолазы», начальные главы «Ямы», а также статьи о Кнуте Гамсуне, Антоне Чехове.

Одной из традиций дома Батюшковых были елки для дворянских детей. В декабре 1906 года с разрешения Федора Батюшкова и при его участии в музыкальной гостиной Александр Иванович организовал праздник для крестьянских детей. В зале ставили высокую до потолка елку, украшенную блестками, игрушками, на ветвях ели укрепляли свечи, и Куприн сам зажигал соединяющую их веревочку – огонь с треском бежал от свечки к свечке, и пока они горели, Куприн играл вместе с детьми. А в конце праздника каждый ребенок получал подарок: пенал, тетрадь, карандаши. Впечатления от таких встреч у детей оставались самыми яркими, и они мечтали прийти сюда на следующий год. Сегодня традиция праздников для детей поддерживается музейными работниками, которые организуют для ребят елки, батюшковские и купринские вечера, конкурс чтецов «Отеческие пенаты».

В гостиной на старинном рояле и по сей день лежат подлинные ноты XIX века, когда-то принадлежавшие пианистке Вере Уаровне Сипягиной-Лилиенфельд. В свое время она была очень известна, окончила Петербургскую консерваторию с золотой медалью, ее диплом подписан самим Николаем Римским-Корсаковым. Она давала сольные концерты в Москве, Санкт-Петербурге, Смоленске, а когда приезжала в Устюжну, выступала с большими благотворительными мероприятиями в народном доме. Здесь у нее было свое имение в деревне Свистуны, которое, к сожалению, не сохранилось. Пианистка была знакома с последним владельцем усадьбы Федором Батюшковым, общалась с ним по-соседски и даже давала уроки музыки его племянницам Елене и Марианне. С Верой Уаровной связан сюжет «Гранатового браслета». Куприн и Батюшков часто бывали в имении Веры Сипягиной, и она любила играть для своих гостей. В один из таких вечеров пианистка особенно вдохновенно исполняла бетховенскую «Аппассионату». Супруга Куприна писала: «В этот вечер она вложила в свою игру то трагическое чувство, каким была ее последняя безнадежная любовь, страдание, которое она должна была глубоко от всех таить. Так, как в этот вечер, никогда раньше она не играла». Это музыкальное произведение запомнилось писателю и легло в основу его известной повести.

Единственной подлинной вещью, принадлежавшей Константину Батюшкову в имении, остался колокольчик для вызова слуг. Федор Батюшков пожаловал его Александру Куприну в знак дружбы. У писателя колокольчик всегда находился в кабинете на рабочем столе. В музей его принесли учителя Бересневы, в доме которых во время Великой Отечественной войны жила первая жена Куприна Мария Карловна Иорданская. Когда она уезжала из Устюжны, в знак благодарности отдала Бересневым этот колокольчик, а к нему оставила дарственную записку с историей этого предмета, послужившего двум известным российским литераторам.

Усадьба хранит еще много любопытных историй, о которых вы сможете узнать, побывав в этом удивительном месте, полном поэтического дыхания.

Ирина Сорокина

Для справки:

Музей-усадьба Батюшковых и А. И. Куприна» в селе Даниловском Устюженского района – объект культурного наследия федерального значения. Поставлен под государственную охрану Постановлением Совета Министров РСФСР № 1327 от 30 августа 1960 года.

В 2010 году за счет средств ведомственной целевой программы «Наследие Вологодчины на 2009-2011 годы» завершена реставрация портика южного фасада здания, а также восстановлен балкон мезонина. За счет средств федерального бюджета в рамках реализации программы «Культура России» проведены ремонтно-реставрационные работы кровли и центрального крыльца усадьбы.

Поделиться
Плюсануть
Класснуть