Павел Вересов

(1854/55 – 1916)

Человек здоровый духом

Представление о литературе Вологодского края связано у читателей прежде всего с широко известными именами Константина Батюшкова, Павла Засодимского, Николая Клюева, Игоря Северянина, Владимира Гиляровского, Александра Яшина, Сергея Орлова, Виктора Астафьева, Николая Рубцова, Василия Белова, Ольги Фокиной. Но это, конечно, далеко не полный перечень имен писателей, биографически и творчески причастных к Вологодчине. Поэтов, прозаиков, драматургов, талантливых и не очень, забытых и полузабытых, мало публиковавшихся и совсем не печатавшихся по тем или иным причинам, на земле Вологодской было множество. Отыскать их следы в прошлом – задача непростая, а порой и невыполнимая. Но право на добрую память заслуживает каждый из них, потому что все они в меру своих сил и способностей возделывали культурную ниву, которая нуждается в неустанном духовном труде многих и многих поколений.

К разряду забытых, но достойных памяти земляков относится и имя Павла Гордеевича Вересова. Оно было извлечено из «пропасти забвенья» недавно и пока еще не стало привычным для вологжан, интересующихся историей культуры родного края. По основному роду деятельности Павел Гордеевич был сельским учителем, однако и литературным занятиям он отдавал немалую часть своего времени и сил.

Сведений о Вересове сохранилось немного. Основной их источник – его записки «Из тридцатилетней жизни сельского учителя», опубликованные журналом «Русская школа» в 1904 году. Заинтересовавшись личностью однофамильца, череповецкий краевед Л. Н. Вересов несколько лет назад обратился к фондам Государственного архива Вологодской области, Белозерского краеведческого музея, Российской национальной библиотеки и собрал интересный, но не очень богатый материал. Вероятно, на большее и рассчитывать не приходится.

Родился Павел Гордеевич в деревне Перекумзь Белозерского уезда в семье крепостного крестьянина. Когда именно – неизвестно. Пользуясь косвенными данными его собственных записок, можно предположить, что это произошло в 1854 или 1855 году. Чтению учился у заштатного дьячка, письму – у своего отца, умевшего кое-как выводить буквы «по-старинному». Совершенствовал свои навыки, помогая волостному писарю. Около полутора лет изучал начатки грамматики и арифметики в земской школе, под руководством учителя, подготовленного к педагогической деятельности всего за несколько недель в Череповце. В 1870 году поступил в Александровскую учительскую школу, находившуюся неподалеку от Новгорода. По окончании ее в 1873 году был зачислен на должность учителя в деревню Буброво, что в 25 верстах от Белозерска. Хотя школа эта существовала уже около трех лет, состояние ее было плачевным. Вересову пришлось приводить в порядок запущенное помещение, обзаводиться необходимой для работы мебелью, мастерить учебные пособия, расходуя порой деньги из своего скудного жалованья. Но главной его заботой стала организация занятий, разработка системы и приемов преподавания, наиболее приемлемых для работы с сельскими ребятишками разного возраста и разного уровня начальной подготовки. Здесь многое зависело от веры в благотворность знания, от готовности служить делу народного просвещения и самоотверженно исполнять свой долг. Иными словами, требовались личностные качества, отвечающие миссии сельского учителя. Такими качествами Павел Гордеевич обладал. Как учитель по призванию, он находил в педагогическом труде много поводов для радости. И самую большую радость ему доставляло сознание того, что знания и умения, приобретенные его учениками в школе, помогают им в последующей жизни. Примеры тому приводятся в записках Вересова.

Результаты труда Павла Гордеевича не были обойдены вниманием начальства, Бубровская школа получила статус одноклассного училища, а в 1881 году Вересов стал заведующим Антушевского двухклассного училища все в том же Белозерском уезде. На этой должности он проработал оставшуюся часть своей жизни. Написал учебник «Арифметика» для двухклассных училищ и издал его в Петербурге. Был награжден серебряной медалью «За усердие» и бронзовой за участие в работе по народной переписи. Умер он в 1916 году, оставив после себя добрую память и продолжателей своего дела на педагогическом поприще. С него началась учительская династия Вересовых, долгие годы работавших в Антушеве.

Литературная деятельность Павла Гордеевича была прямым продолжением деятельности педагогической. Об этом наглядно свидетельствуют названия его книжек: «Подарок: Стихотворения для детей и беседы с детьми», «Песни сельского учителя», «Сельские деятели: Повесть для детей» и др. Книжки эти выходили в Петербурге, Новгороде, Череповце. Публиковал он свои произведения и на страницах периодических изданий, в ряду которых следует особо отметить журнал «Отклики народного учителя и его досуги», издававшийся в Вологде в 1907–1908 годах. Редкий номер этого журнала обходился без участия Вересова как одного из авторов. А однажды в качестве приложения к очередному номеру подписчики получили книжку «Сказки, басни и стихотворения учителя Павла Вересова».

Писатель Вересов был внимательным читателем. В своих произведениях он пытался писать так, как писали близкие ему авторы. В его стихах легко улавливаются ритмы, мотивы, отголоски разных поэтических манер – Некрасова и Кольцова прежде всего:

Мы встречаемся с бедной картиною:

По дороге клячонка бредет…

Хомутишко обтянут холстиною,

И телега, как скрипка, поет.

За столом в углу,

Под божницею,

Встал последний сноп,

Как почетный гость.

Многие его стихи можно считать вариациями на темы известных поэтов. Вообще же жанрово-тематический диапазон творчества Вересова гораздо шире, чем можно было бы ожидать от крестьянского поэта-самоучки. Стихотворения «Великопостный благовест» и «Чертог Твой» являются выражением религиозного чувства и относятся к разряду духовной поэзии. «Погнулися ветви березы…» – пейзажная лирика. Стихотворение «Человечество, ты и доныне…» тяготеет к лирике философской. «Казенный медведь» и «Горе нееловца» – образчики социальной сатиры. «Преступница» больше всего походит на жестокий романс. В «Гостье с погоста» явственно дают о себе знать черты «страшной» баллады. «Школьник» и «Дедушка» – поэтические портреты социально-психологических типов. В балладе «Сила молитвы», где святые отцы спасают героиню от злой нечисти, использованы мотивы двух фольклорных жанров – былички и легенды. «Петушок» и «Репка» – стихотворные переложения широко известных сюжетов русских народных сказок, выполненные, возможно, не без оглядки на А. А. Брянчанинова, автора популярных произведений подобного рода. «Тряпка», «Яблоня», «Кому быть секретарем» – опыты в близком Вересову-педагогу жанре басни.

Особый интерес в культурно-эстетическом плане представляют два стихотворения Вересова: «Тризна» и «Камо грядеши?» Они свидетельствуют о широте интересов поэта-учителя. Первое из них – нечастый в русской поэзии пример экфрасиса (так по традиции, идущей от античности, называются описания живописных произведений в литературном тексте). Источник впечатления, послужившего толчком к созданию стихотворения, поэт не называет, но установить его можно. Это «Похороны знатного руса в Булгаре» (1883), большое историческое полотно Г. И. Семирадского, художника, имевшего шумный успех в конце XIX века. На нем с ужасающими подробностями изображены приготовления к древнему погребальному обряду. Вересов не только словесно воспроизвел облик персонажей и детали поразившей его картины, но и придал статичной живописной сцене динамику, повествуя о том, что и как произойдет далее, в ходе языческого обряда. Источником второго стихотворения является, по-видимому, роман польского писателя Г. Сенкевича «Quo vadis?» («Камо грядеши?»). Роман создавался в середине 1890-х годов, был переведен на несколько европейских языков и имел громадный читательский успех, что в немалой степени предопределило присвоение писателю Нобелевской премии в 1905 году. Идейным зерном произведения является апокрифический сюжет о том, как бежавшему из Рима от гонителей христиан апостолу Петру было видение: шествующий ему навстречу Иисус Христос. Спаситель направлялся в Вечный город, чтобы быть вторично распятым вместе с покинутыми апостолом последователями своего учения. Потрясенный Петр повернул обратно и принял смерть на кресте. Этот сюжет и вызвал поэтический энтузиазм П. Г. Вересова, человека глубоко верующего и свято убежденного в необходимости созидательной жертвы.

Собственно говоря, вся его жизнь может быть осмыслена как жертва, принесенная во имя народного блага. Этому благу он стремился содействовать и как педагог, и как писатель. После Октябрьской революции люди, подобные Вересову, внимания общественности не удостаивались. Могила его была утрачена, имя исчезло со страниц печати. Но историческая справедливость требует возвращения этого имени. Слова, вынесенные в заглавие, принадлежат поэту Аполлону Николаевичу Майкову, и относились они к Павлу Гордеевичу Вересову. Если вдуматься, то в них содержится высшая похвала. Ведь только люди здоровые духом и способны быть подлинными созидателями культуры.

Сергей Баранов, к.ф.н.