12+

Научно-творческая конференция по материалам III Всероссийской выставки пейзажной живописи «Образ Родины»

13 октября в центральном выставочном зале Вологодской областной картинной галереи состоялась научно-творческая конференция по материалам III Всероссийской выставки пейзажной живописи «Образ Родины». Более четырех месяцев все выставочные площади картинной галереи были отданы пейзажу – работы прославленных мастеров прошлого и замечательных художников современности выставлялись рядом, соседствовали разные направления и школы русского пейзажа, были представлены многие регионы России. Выставка «Образ Родины» стала большим событием не только в культурной жизни Вологодской области, но и имела широкий резонанс на всероссийском уровне. Обсудить ее итоги, поставленные ею вопросы, наметить тенденции дальнейшего развития пейзажной живописи собрались художники и искусствоведы из Москвы, Санкт-Петербурга, Вологды.

Открыло конференцию выступление В. Щербакова – первого секретаря Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России», народного художника России. Он высоко оценил выставку, назвал ее «органически сложившейся». Главная цель выставки – показать рядом прославленных мастеров и мастеров современности – вначале пугала самих организаторов: не окажется ли сравнение не в пользу современных художников? Но эта замысел полностью удался, а результат показал отсутствие разрыва между поколениями, преемственность лучших традиций.

С приветственным словом от департамента культуры области выступила Т. Парфенова, заместитель начальника управления охраны памятников и историко-культурного наследия. Именно при поддержке департамента культуры вышел в свет прекрасно изданный каталог выставки.

Состоялся обстоятельный разговор о пейзажной живописи в целом, о стоящих перед ней на современном этапе проблемах, которые на фоне столь представительной экспозиции стали отчетливо видны. В выступлениях московских искусствоведов В. Сысоева, В. Манина, В. Калашникова были затронуты такие проблемы, как проблема дегуманизации современного общества, противостоять которой может и должно настоящее искусство, проблема дальнейшего развития реалистического пейзажа, который должен не просто копировать натуру, но и наполнять ее философским содержанием, проблема «социальности» пейзажа как жанра, который должен будить мысли о судьбе Родины. Кроме сугубо художественных проблем, в последнее время остро встает вопрос о том, что вообще считать искусством, к чему применять определение «художественное». Информационный вызов высокому искусству бросают стремительно ворвавшиеся в нашу жизнь, поставленные на поток компьютерный дизайн и цифровая фотография. Ответить на этот вызов еще предстоит.

Очень высоко всеми выступающими была оценена работа по экспозиционному построению выставки. Некоторые сомнения вызвала идея поместить рядом великих мастеров и современных живописцев. Работы современных художников зачастую сравниваются не с шедеврами классиков, а с их этюдами и, возможно, во многом благодаря этому выглядят достойно, а в каких-то моментах сильнее. Выставка в своей классической части основана на собрании Вологодской картинной галереи. Поэтому в выступлении С. Гавриляченко, секретаря ВТОО «Союз художников России», заслуженного художника РФ, прозвучала идея о том, что следующая подобная выставка должна пройти в Третьяковской галерее.

Глубокому анализу развития русской пейзажной живописи было посвящено выступление заведующей отделом современного искусства Вологодской картинной галереи И. Балашовой «Проблема картинного мышления в современной пейзажной живописи».

Завершило работу конференции выступление директора Вологодской областной картинной галереи В. Воропанова по итогам выставки. Для Вологодской области «Образ Родины» – первая полноценная выставка всероссийского масштаба, тем более в таком насыщенном жанре, как пейзаж. Творческая замкнутость характерна для каждого региона, а выставки, подобные образу родины позволяют ее преодолеть. Впервые так широко и качественно в Вологде было представлено современное искусство России. Идея показать вместе картины мастеров рубежа XIX – XX и художников рубежа XX – XXI веков, удалась – очевидной стала безусловная преемственность культурной традиции. Выставка подняла важные культурные и общественные проблемы, стала явлением, противостоящим распаду реалистического искусства.