12+

Заседание Государственного совета России, посвященное государственной поддержке традиционной народной культуры

26 декабря 2006 года в Кремле состоялось десятое и последнее в этом году заседание Государственного совета России, посвященное государственной поддержке традиционной народной культуры. Целью заседания было определение приоритетов государственной политики в этой области с целью создания условий для реализации конституционного права граждан России на участие в культурной деятельности, сохранении и развитие своих этнокультурных традиций. С докладами на заседании выступили Министр культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации Александр Соколов, руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой, руководитель рабочей группы Госсовета, Губернатор Вологодской области Вячеслав Позгалев.

Выступление Губернатора Вологодской области
В.Е. Позгалева на Государственном совете

Начиная с 2000 года, вопросы развития культуры и культурного наследия дважды рассматривались на заседаниях Госсовета. Однако в такой постановке и в таком ракурсе они рассматриваются впервые.

Сегодня мы обращаемся к истокам, к корням – той основе, на которой зиждется российская государственность, которая питает древо нашей духовности. Задача сохранения и распространения традиционной народной культуры является основополагающей не только для развития российской государственности, но и самого существования многонационального российского народа.

Традиционная народная культура – глубинная основа всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества. В ней закреплен весь накопленный веками опыт практической и духовной деятельности. Через неё формируются важнейшие национальные идеалы, моральные принципы и нравственные установки, регулируются нормы социальных отношений – семейных общинных, трудовых, отношений между поколениями. И если эти истоки, эти корни будут сохранены – никакие внутренние проблемы и потрясения, террористические и экстремистские угрозы нам не будут страшны. Великая Россия будет развиваться и процветать, потому что для любого народа главное – это духовная основа, выраженная в его исторически сложившихся традициях.

Традиционная народная культура России, питаемая духом многовековых устоев доминирующих религиозных конфессий, исторически сложившихся на бескрайних просторах России, в своей истории неоднократно подвергалась мощнейшим реформаторским и идеологическим воздействиям, подрывающим её основы. Только в XX веке это происходило дважды.

В годы культурной революции советского периода левобольшевистскими лидерами предпринимались попытки привнести в нашу жизнь новый образ мышления, новые ценности, выжигания «каленым железом» островков традиционной, прежде всего нематериальной народной культуры, которые предлагалось считать пережитками прошлого.

Национальный характер и национальные привычки и традиции – очень устойчивое в историческом времени явление. И все же, как ни разрушались многие ценности традиционной народной культуры, ни в духовной, ни в материальной сфере она не претерпела фатальных крушений в тот период.

Распад Советского Союза, радикальные изменения в государственном устройстве, политике, экономике, социальной сфере в нашей стране в конце ХХ века также не привели к коренным изменениям в сознании людей. Хотя, если сказать точнее, некоторые важные изменения все же произошли. Результатом таких изменений стало осознание себя гражданами свободными, независимыми, с желанием опираться, прежде всего, на собственные силы, стремлением к самореализации. Граждане обрели всё то, чего нам так не хватало в недалеком прошлом.

В то же время нельзя игнорировать и отрицательные аспекты нравственной переориентации людей. На первое место в нашей повседневной жизни всё чаще выходят ценности потребления, стремление к материальному благополучию как к главной, а иногда и единственной цели в жизни.

Трансформация нравственности, вызванная агрессивным давлением «массовой культуры», приобретает вполне осознанные и конкретные негативные формы. В конечном итоге все это проявляется в актах экстремизма, вандализма и терроризма, криминализации общества.

Государство, к сожалению, в определенной мере утратило свою существенную роль в сфере культурной политики. Коммерциализация сферы культуры – как контролируемых государством, так и приватизированных её частей – привела фактически к нерегулируемому «рынку культуры», на котором культурные ценности, да и сами таланты оказались «товаром», «услугами», функционирующими по закону «спрос рождает предложение». Шоу-бизнес сегодня – одна из самых прибыльных отраслей.

В результате особо уязвимым оказалось нематериальное культурное наследие народов Российской Федерации:
- устные традиции и формы их выражения, включая язык в качестве носителя нематериального культурного наследия;
- исполнительские искусства;
- обычаи, обряды, празднества;
- знания и обычаи, относящиеся к природе и вселенной;
- знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами, всё то, что передается от поколения к поколению, постоянно воссоздаётся сообществами и группами в зависимости от окружающей их среды, их взаимодействия с природой и их истории и формирует у них чувство самобытности и преемственности, содействуя тем самым уважению культурного разнообразия и творчеству человека.

Однако хочу заметить, что реформы последних полутора десятков лет не затронули основ нравственного здоровья народа. В сознании народа пока нет комплекса психологического надлома. Состояние национального духа характеризуется определенным кризисом, смятением, но не крахом, не тем чувством, которое блокирует подъём с колен на обе ноги.

Культура, её ценности, как известно, могут как соединять, так и разъединять поколения, если в их основе нет единой духовной составляющей. Сегодня всем ясно, что разрыв ценностных связей между старшими и новыми поколениями вследствие натиска очередной культурной революции стал глубоким как никогда в истории нашего государства. Преодоление разрыва посредством приобщения юных поколений к культурно-историческому наследию – это, на мой взгляд, важнейшая политическая задача. Её решение призвано отвлечь Россию от бездны бездуховности, бескультурья, цинизма нынешних и будущих поколений россиян.

Основной целью государственной политики в области культуры является обеспечение сохранения в едином культурном пространстве многообразия всей накопленной предыдущими поколениями системы ценностей. Государственная политика в области культуры должна базироваться на признании основополагающей роли культуры в развитии и самореализации личности, гуманизации общества, сохранении национальной самобытности народов и утверждении их достоинства. Государство, как это следует из Конституции Российской Федерации, призвано обеспечить свободу каждого на участие в культурной жизни, будь то литературное и художественное творчество, доступ к культурным ценностям или сохранение, использование и популяризация культурного наследия. Помимо прав и свобод граждан в Российской Федерации признаются права отдельных народов и иных этнических образований на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранении источников информации о зарождении и развитии культуры.

Российская Федерация сегодня сохраняет вековой статус многонационального государства. Её многочисленные регионы имеют свои культурные корни, свое прошлое и настоящее, особые, свойственные только им пути национального и культурного развития.

Сегодня понятие «россияне» объединяет этнические общины, принадлежащие к различным языковым семьям и группам. Разнообразие этнического и конфессионального состава населения России определяет основные особенности состояния и развития традиционной народной культуры в Российской Федерации». Нельзя не отметить важность и большое значение русского языка не только как языка государственного, но и как великой объединяющей российскую культуру силы. Академик Д.С. Лихачев писал, что именно русский язык «объединял культуру России не только по горизонтали, но и по вертикали: культуру прошедших столетий и культуру нового времени, делая понятными высокие духовные ценности ВСЕХ НАРОДОВ РОССИИ». Здесь важно отметить, что во многом благодаря русскому языку культура, и в первую очередь литература других народов вошла в мировое культурное пространство. Русский язык – так уж сложилось во многовековой российской истории – был понятен значительной части населения страны и в силу этого вобрал в себя всё, что создавалось фольклором, литературой, наукой, и способствовал взаимопроникновению традиций народов России. Русский язык не только средство общения миллионов людей, не только язык межнационального общения, это язык нашего национального духовного богатства. «Если мы откажемся от языка Ломоносова, Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Достоевского, Лескова, Толстого, Бунина и многих-многих других – утраты в нашем понимании многонациональной русской культуры XI – начала XX века будут невосполнимы», – писал Д.С. Лихачев.

Реализация Федеральной целевой программы «Русский язык (2006 – 2010 годы)», которая является организационной основой государственной языковой политики, должна стать новым стимулом к сохранению, укреплению, развитию и распространению русского языка как важнейшего средства консолидации российского общества. Здесь, уважаемый Владимир Владимирович, позвольте процитировать Ваши слова, сказанные на государственном приеме 4 ноября 2006 года в Кремле: «2007 год мы проведем как Год русского языка – и в России, и везде в мире, где знают, любят и ценят русский язык», а мероприятия, связанные с Годом русского языка, «вызовут большой интерес, принесут пользу и будут укреплять международные гуманитарные связи».

Таким образом, 2007 год должен стать масштабной и комплексной акцией России в рамках международного культурного взаимодействия. Но в нашей стране этот год должен найти воплощение, прежде всего, в законодательных инициативах, конкретных программах, мероприятиях, в каждом субъекте Российской Федерации, муниципальном образовании, школе, библиотеке, учреждении культуры.

Традиционная культура составляет один из наиболее значительных глубинных пластов художественной культуры общества, является важнейшей составляющей частью любой национальной культуры, основой формирования национального самосознания, укрепляющей духовную связь поколений и эпох. Говоря о традиционной культуре, мы не можем уйти от понятия «историческая память», как не можем уйти от самих себя. Это широкое понятие включает в себя всё многообразие народных традиций, национальных особенностей духовного уклада, обрядов, ритуалов, праздников, костюма, ремесла и пр. Оно подразумевает под собой также занятия сотен тысяч людей любительским творчеством в его традиционных формах (народная песня, музыка, танец, театр, поэзия, ремесло).

Для нашей многонациональной страны утверждение принципов толерантности, национального взаимоуважения и согласия имеет принципиальное значение. Именно духовность, культура может и должна охранять от агрессивной идеологии экстремизма и терроризма. Вместе с тем в практической деятельности государственных структур по борьбе с экстремизмом и его профилактике явно недооценивается и недостаточно задействован потенциал культуры, хотя он является весьма значительным, многообразным и эффективным при его применении в деле воспитания подрастающего поколения и молодёжи.

Культурное воспитание, независимо от национальности и вероисповедания человека, не только прививает нравственные устои, национальную и религиозную терпимость, уважение к вере и обычаям других народов, но и не оставляет места в душах людей для национальной и религиозной розни, ростков терроризма и экстремизма. И именно традиционная культура – во всём её многообразии и богатстве – играет ключевую объединяющую роль.

Наша страна в этом году второй раз в своей истории отмечала государственный праздник – День народного единства. Праздник, который обращает нас к историческим корням и призванный стать символом духовного возрождения России – хороший повод межрегионального культурного обмена.

Народная культура на протяжении веков является сокровищницей национальных традиций, основным компонентом в сохранении национального своеобразия художественной культуры в целом. Она стала основой для развития многих жанров профессионального искусства, ей принадлежит огромная роль в процессе эстетического и нравственного воспитания подрастающего поколения, формирования верных морально-этических ориентиров, заложенных в народной культуре как наиболее ёмкой и образной форме выражения национального характера каждого народа.

Важным фактором, определяющим государственную политику и систему деятельности в стране по развитию культуры, сохранению культурного наследия явились принятые в стране Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 года № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (с изменениями и дополнениями), Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Концепция государственной национальной политики Российской Федерации. Созданы федеральные национально-культурные автономии, на местах – национально-культурные центры, которые основное внимание в своей работе уделяют возрождению и популяризации самобытной народной культуры и исторического наследия.

Роль и миссия народного искусства в общественной и культурной жизни неизмеримо возрастает особенно сегодня в эпоху глобализации. Оно становится едва ли не важнейшим средством сохранения уникальных, самобытных традиций, способом сохранения культурного разнообразия и борьбы с культурной ассимиляцией.

Для России важно еще одно обстоятельство. В силу географических масштабов страны и слабой коммуникационной инфраструктуры для 27 процентов населения Российской Федерации, проживающего в сельской местности, муниципальные организации культуры являются единственными источниками, обеспечивающими конституционное право граждан «на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям». И эти ценности культуры востребованы.

Однако возможности для этого ограничены. Сегодня, когда в результате распределения полномочий забота о традиционной народной культуре опущена на уровень местного самоуправления, где, как известно не хватает средств порой на самое необходимое, особенно возрастает роль государства в сохранении и развитии традиционного народного искусства как составной части социальной жизни общества. Оно нуждается в целевой программной и финансовой поддержке.

Государственная поддержка должна быть направлена на развитие всех жанров народного искусства, воспитание и сохранение уникальных творческих кадров - певцов, сказителей, танцоров, исполнителей на народных музыкальных инструментах, развитие музыкальной культуры, воспитание в обществе чувства патриотизма, гордости за свой народ, уважение к истории Родины и её лучшим традициям, которая в первозданном виде сохраняется на селе.

Назрела необходимость в разработке комплекса мер, направленных на повышение эффективности существующих и создание новых, адекватных современным условиям развития российского общества механизмов сохранения, поддержки и развития традиционной культуры, а также созданию условий для сохранения нематериального культурного наследия, развития и популяризации традиционной народной культуры. В этот комплекс мер входят:
- государственная концепция по сохранению нематериального культурного наследия народов России;
- создание законодательной базы в сфере сохранения и государственной поддержки нематериальной культуры народов Российской Федерации, нормативно-правовой базы по защите культурного наследия, авторских прав носителей народных художественных традиций;
- грантовая поддержка творческих коллективов и проектов на федеральном и региональном уровнях;
- укрепление материально-технической базы учреждений культуры, фольклорно-этнографических и национально-культурных центров;
- особое внимание поддержке народному творчеству в сельской местности, аутентичных фольклорных коллективов, хранителей народных эпосов, сказителей;
- широкое освещение в средствах массовой информации состояния и развития традиционной культуры, создание на государственных, региональных ГТРК и радиоканалах циклов передач, направленных на популяризацию нематериального культурного наследия народов России;
- создание региональных программ, нормативно-правовой базы для поддержки народных мастеров, хранителей и популяризаторов народных эпосов, сказителей и носителей различных направлений традиционной культуры народов России.

Именно об этих приоритетах государственной поддержки сохранения и развития традиционной культуры народов Российской Федерации пойдёт речь в предложенном вашему вниманию докладе рабочей группы.