12+

Концерт фортепианного дуэта Ирины Кокиной и Людмилы Андреевой в филармонии

Известный в Вологде дуэт профессоров ВГПУ, лауреатов международных конкурсов Ирины Кокиной и Людмилы Андреевой выступил в зале филармонии с вечером Фантазий для двух фортепиано. На сей раз исполнители посвятили выступление своему московскому педагогу, народному артисту РФ А.Г.Бахчиеву, недавно ушедшему из жизни. Он свыше тридцати лет отдал искусству фортепианного ансамбля, возглавлял Российскую Ассоциацию фортепианных дуэтов, являлся членом и председателем жюри многих престижных конкурсов, проходивших в России, странах Европы, Японии. Александр Григорьевич всегда по-отечески внимательно относился к своим аспиранткам из Вологды, серьезно помогал им в подготовке к международным конкурсам.

Наш дуэт – это крепкий, единый в своих творческих устремлениях тандем опытных исполнительниц, влюбленных в процесс совместного музицирования, маленький концертный коллектив, ныне получивший широкое признание. В 2008 году ему исполнится 15 лет.

В первом отделении фортепианного вечера особенно ярко прозвучала Фантазия-сюита С.Рахманинова – произведение, к которому всегда трепетно относился профессор А.Г.Бахчиев, тщательно работал над ним, оставляя многочисленные пометки в нотах. Поэтому красочная музыка великого русского романтика, освещенная особенно теплым отношением исполнителей, звучала как гимн любви, свету, нетленной красоте родной природы и народному веселью, сопровождающемуся колокольным перезвоном (все четыре части Сюиты имеют свои названия: «Баркарола», «Ночь и любовь», «Слезы», «Светлый праздник»).

В первом отделении исполнялись также Фантазии Моцарта – Бузони и Моцарта – Грига, а во втором отделении концерта, в пьесах на темы песен и оперы Дж.Гершвина пианистки продемонстрировали свое свободное владение стилем джаза. В заключение программы прозвучали Фантазия на темы оперы Бизе «Кармен» и вальс из музыки к кинофильму «Берегись автомобиля».

17 ноября. Филармония им. В.А. Гаврилина. Вечер фортепианной музыки

В концерте филармонического абонемента «Мастера фортепианного искусства» гостем вологжан был московский пианист, лауреат Восьмого Всероссийского конкурса Михаил Лидский. Он впервые играл в нашем городе и сразу заявил о себе как серьезный солист.

Для выступления в Вологде М.Лидский выбрал сложный репертуар из сокровищницы фортепианной музыки разных эпох.
Соната Й.Гайдна напомнила о спокойной отточенной форме венского классицизма, о концертах во дворцах крупных меценатов, где от композитора ждали приятного ровного стиля, внешней «красивости» и мелодичности.

Скерцо-каприччио и Песни без слов Ф.Мендельсона перенесли слушателей в романтическую эпоху. Здесь тоже господствовало спокойствие мысли, но уже ощущалась особая теплота человеческого чувства, эмоциональный порыв, а в мелодиях чувствовалась близость к народной музыке. Слушателей привлекла красота музыкального языка, тонкость и точность интерпретации исполнителя.

Пять пьес И. Стравинского демонстрировали уже более сложный музыкальный стиль ХХ века с его контрастами настроений, отсутствием протяженной мелодической линии. Прозвучали Серенада, Романс, Рондолетто, Гимн, Финальная каденция...

Сочинения А.Скрябина всегда особенно сложны для исполнителя и слушателя. Композитор по-своему отразил состояние художника в моменты общественных катаклизмов: начало революционных преобразований общества внесло в его сочинения дух внутреннего беспокойства, исканий, мятежных порывов. Но в мире любителей музыки Скрябин не менее известен изысканностью своего фортепианного стиля. Две прозвучавшие в программе концерта Поэмы воплотили остро контрастные эмоциональные сферы: утонченный лиризм образов и стихийно-героический порыв. Михаил Лидский, только что с большим мастерством исполнявший музыку Гайдна, Мендельсона, Стравинского, в Скрябине был изумительно тонок и выразителен: в причудливых мелодиях и капризных ритмах Поэм и особенно Восьмой сонаты – одного из самых сложных произведений Скрябина, он мастерски демонстрировал свое тонкое постижение стиля автора и высокое колористическое мастерство.

Слушателей абонемента «Мастера фортепианного искусства» еще ожидает немало сюрпризов.

18 ноября. Филармония им. В.А. Гаврилина. Концерт гитарной музыки

В рамках филармонического абонемента «Мой остров – гитара» выступил известный классический российский гитарист Валерий Агабабов. Собственно, Валерий Павлович является единственным исполнителем всех трех концертных программ этого цикла, в ходе которых слушатели смогут познакомиться с панорамой мировой гитарной музыки от XVI до XXI века.

Наш гость – лауреат международных конкурсов, преподаватель класса гитары, солист Московской государственной академической филармонии. Вслед за выступлением в областном центре ему предстоят гастроли по городам Вологодской и Архангельской областей.

Параллельно с активной концертной деятельностью В.П.Агабабов неутомимо ведет просветительскую работу: он знакомит своих зрителей с композиторами и исполнителями, историей жанров гитарной музыки, а это, естественно, повышает интерес слушателя, особенно молодого, к исполняемой музыке. Содержательными комментариями замечательного мастера гитарной музыки, также как и высочайшим мастерством исполнителя, объясняется та необыкновенно чуткая тишина, которая царила в филармоническом зале в течение всего вечера.
В.П.Агабабов исполнял сочинения испанского композитора эпохи Возрождения Луиса Милана и автора XVII века Гаспара Санца, хорошо известного в России первой половины XIX века Фернандо Сора, а также испанских авторов более позднего времени – Гарсии Лорки, Франциско Таррега, Энрико Гранадоса и Исаака Альбениса.

Элла Кириллова