12+

Спектакль "Последние" Нижегородского государственного театра юного зрителя

IX Международный театральный фестиваль
«ГОЛОСА ИСТОРИИ»

Рубрику ведет театровед Алексей Сальников

«ПОСЛЕДНИЕ»
Нижегородский государственный театр юного зрителя

10 июля в рамках фестиваля свой спектакль представил Нижегородский театр юного зрителя. В афишу фестиваля включена одна из премьер театра этого года – «Последние» М. Горького. У себя в Нижнем Новгороде этот спектакль театр показывает на малой сцене. В Вологде же герои пьесы вышли на подмостки Театра для детей и молодёжи.

Полностью открытая сцена, посередине которой располагается большой стол. Наверное, когда-то за этим столом собиралась большая семья Коломийцевых. Стоящие в беспорядке стулья создают атмосферу хаоса, которая сейчас царит в семье. Над всей сценой нависают обыкновенные лампочки без абажура. Время от времени они то горят очень ярко, то освещают сцену приглушённым светом, то ярче других горит одна, выделяя кого-то из персонажей.

Авторы спектакля «Последние» с первой минуты погружают зрителя в атмосферу спектакля, в ситуацию, которая создалась, судя по всему, в прежде благополучной семье. Впрочем, с течением времени выясняется, что и прежде, до покушения на главу семьи Ивана Коломийцева (народный артист России Леонид Ремнев) не всё было гладко в этом доме.

По ходу спектакля выясняется, что терпение многих героев достигло предела. Старшая дочь Любовь пришла к твёрдому убеждению, что её отцом является не Иван, а его брат Яков, средняя дочь – Надежда – ждёт, когда весь дом достанется её семье, старший брат Александр проводит время в разгуле, младшие – Вера и Пётр – только-только начинают понимать, что происходит в их семье. Каждый исполнитель ведёт свою роль мягко, по ходу пьесы давая нам понять, какие напряжённые внутренние переживания приходится испытывать их героям.

Режиссёр сделал ставку не на внешние эффекты, а на мастерство актёров и не просчитался. Редко на каком спектакле, тем более что публика на фестивальных спектаклях, что называется, подготовленная, можно услышать шёпот зрителя, досадующего на одного из героев. Здесь это произошло. Театр сумел увлечь зрителей ходом развития всё усиливающегося конфликта, вовлечь их не просто в созерцание семейной драмы, но в размышления о том, что нравственно или безнравственно.

Спектаклей, обладающих такой психологической точностью, скрупулёзной выстроенностью действия, до этого вечера на девятом фестивале «Голоса истории», с моей точки зрения, не было. Полагаю, что спектакль Нижегородского театра юного зрителя является одним из претендентов на главный приз фестиваля.

 

Алексей Сальников