12+

Спектакль "Бег Булгакова" Вологодского ТЮЗа

IX Международный театральный фестиваль
«ГОЛОСА ИСТОРИИ»

Рубрику ведет театровед Алексей Сальников

«БЕГ БУЛГАКОВА»
Вологодский театр для детей и молодежи

Авторы фестивального спектакля Вологодского театра для детей и молодёжи дали своей работе название «Бег Булгакова», которое давно укоренилось в устной речи, но в письменной непременно выглядело так: «Бег» Булгакова. Таким образом, театр делает писателя не только автором пьесы, но ее участником, хотя на сцене он и не появляется. Он присутствует виртуально, в дополнение к образу Сергея Голубкова, олицетворяющего собой русскую интеллигенцию, которая всегда была беззащитна в годы исторических потрясений.

Несколько изменил постановщик спектакля и эпиграф к спектаклю. Булгаков взял только три строчки из стихотворения В. Жуковского «Певец во стане русских воинов»:

Бессмертье – тихий, светлый брег;
Наш путь – к нему стремленье.
Покойся, кто свой кончил бег!..

Следующая строчка поэта, наверное, по мнению постановщика, точно определяет суть жизни героев спектакля, даёт им надежду:

Вы, странники, терпенье.

Создав свою сценическую редакцию булгаковской пьесы, добавив в неё фрагменты из других произведений писателя («Дни Турбинных», «Мастер и Маргарита») Борис Гранатов остался верен жанру, который выбрал автор: «Восемь снов». Это предопределило и пространственное решение спектакля. Действие происходит по преимуществу за металлической сеткой, за которой размываются очертания лиц, в иные моменты герои совершают замедленные движения, будто существуя в мире грёз главного героя. Но обстоятельства их существования отнюдь не сон – столь они трагичны и необратимы.

Вынужденные волею обстоятельств стать странниками, герои пьесы проходят тяжкие испытания. И не все их выдерживают. Кто-то продолжает поиск лучшего места для жизни (генерал Чарнота), становясь «летучим голландцем», кто-то не выдерживает разлуки с Родиной и груза прежних деяний (генерал Хлудов), кто-то приспосабливается к новым условиям жизни, предав близких (товарищ министра Парамон Корзухин). Только Сергей Голубков и Серафима Корзухина остаются верны себе, сохранив любовь и решив вернуться на Родину. Но впереди их ждут новые, не менее тяжкие испытания…

В одном из интервью перед премьерой Борис Гранатов отметил, что, работая над спектаклем «Бег Булгакова», они с художником Степаном Зограбяном учли прежний опыт показов спектаклей в Пятницкой башне: придумали, как сделать, чтобы не было потерь при переносе спектакля из Кремля на стационарную сцену. Но в этот фестивальный вечер современность неожиданно помогла художественному замыслу создателей спектакля о далёком прошлом: канонада свадебного фейерверка, доносившаяся из-за стен Кремля, более ярко, чем даже задумывали постановщики, подчеркнула атмосферу, в которой происходят события пьесы. Такие неожиданности в сценической коробке не предусмотришь…

Алексей Сальников

Фото Марии Моревой

Ольга Олевская

«Бег Булгакова»
в Театре для детей и молодежи

На Международном театральном фестивале «Голоса истории», который совсем скоро состоится в Вологде уже в 9-й раз, театр для детей и молодежи покажет премьеру - спектакль «Бег Булгакова. Восемь снов» по мотивам произведений Михаила Булгакова в постановке Бориса Гранатова.

Пьеса «Бег» М. Булгакова имеет непростую историю. Михаил Афанасьевич работал над ней около 10 лет ( с1927 по 1937гг), вносил изменения в текст, неоднократно переделывал финальные сцены, но на сцене свое детище так и не увидел: в сталинское время «Бег» был объявлен «антисоветским явлением».

Первоначальное название пьесы «Рыцарь Серафимы» послужило ключом к решению спектакля. Именно через восприятие Голубкова, верного рыцаря любимой женщины, высоко образованного, интеллигентного человека и показаны все события. «Из всех героев «Бега» Голубков больше похож на лирического героя творчества Булгакова этой поры, в частности на Николку из «Дней Турбиных» ( Из интервью Б. Гранатова, газета «Подиум» № 4). В связи с этим в спектакле появился пролог: Голубков вернулся из эмиграции в Россию и «до выяснения обстоятельств» содержится в заключении. Так же, как и его возлюбленная - Серафима Корзухина. Интересно, что все монологи Голубкова в прологе взяты из булгаковских произведений. В снах-воспоминаниях Голубкова мелькают эпизоды недавней жизни, места и люди, с которыми его свела судьба на трудных дорогах Гражданской войны: Крым, Константинополь, Париж, монахи, турки, буденовцы, белые офицеры. Все действие в спектакле происходит на стыке реальности и ирреальности, и это очень по-булгаковски.

В роли Голубкова артист Сергей Вихрев. В минувшем сезоне он сыграл тургеневского Евгения Базарова(«Отцы и дети») и получил премию имени А. Семенова в номинации «За лучшую мужскую роль». Голубков в исполнении Вихрева - это человек, созданный для мирной жизни, романтик, попавший не по своей воле в водоворот истории. Он совсем не воин, в отличие от генералов Хлудова и Чарноты - персонажей, которых многие зрители хорошо помнят по фильму А. Алова и В. Наумова «Бег», благодаря ярким, талантливым работам В. Дворжецкого и М. Ульянова. В этом есть определенная трудность для артистов, исполняющих роли генералов. «Не боитесь сравнения?» - такой вопрос просто витает в воздухе. Но, во-первых, театр и кино - совсем разные виды искусства. Во-вторых, и Хлудов ( Э. Аблавацкий), и Чарнота (засл. арт. РФ О. Емельянов) в спектакле - совсем другие, чем в фильме, как, впрочем, и в пьесе. Зрителям еще предстоит оценить новые трактовки этих образов. В женских ролях Серафимы Корзухиной и Люськи на фестивале зрители увидят засл. артистку РФ Елену Авдеенко и Аллу Петрик. Вообще в спектакле занята почти вся труппа театра

Премьера состоится в Пятницкой башне вологодского кремля. В новом сезоне спектакль будет жить в стенах театра. Поэтому Б. Гранатов и художник Степан Зограбян придумали такие декорации, которые не «потеряются» при переносе с открытой площадки в помещение. Костюмы, как всегда, сочиняет художник Ольга Резниченко.

Как почти во всех спектаклях Б. Гранатова, в «Беге…» будет много музыки, эффектных пластических сцен, над которыми сейчас работают с артистами балетмейстер Вера Федотовская и педагог по сцендвижению Олег Гурьянов. Специально для нового спектакля музыкальный руководитель театра Лариса Васильева написала романсы на стихи Игоря Северянина. Их будет исполнять засл. артистка РФ Валентина Бурбо.

М.Булгаков имеет славу писателя мистического, загадочного, сложного. В 1994 году в театре шел «Полоумный Журден». Несмотря на то что это была яркая, праздничная постановка, продержался «Журден» в репертуаре недолго. Ситуация в стране в эти годы не способствовала развитию интереса к искусству, и люди мало ходили в театры. Надеемся, что новая встреча с творчеством Мастера принесет и театру для детей и молодежи, и зрителям радость.