12+

Спектакль "Где тут про воскресение Лазаря?" Московского театра "Около дома Станиславского"

IX Международный театральный фестиваль
«ГОЛОСА ИСТОРИИ»

Рубрику ведет театровед Алексей Сальников

«ГДЕ ТУТ ПРО ВОСКРЕСЕНИЕ ЛАЗАРЯ?»
Московский театр «Около дома Станиславского»

Третьим спектаклем афиши фестиваля «Голоса истории» стала постановка театра «Около дома Станиславского» «Где тут про воскресение Лазаря». Эта постановка получила в 2002 году Государственную премию России. Немногие знали об этом, идя на спектакль. Наверное, если бы знали, то и отношение к спектаклю было бы другое.

Сцена обрамлена щитами из железных листов, тронутых ржавчиной. В глубине на высоте человеческого роста время от времени открывающаяся дверь. На подиуме трехуровневый станок для расположения хора. Такие станки есть едва ли не в каждом заурядном – сельском ли, городском – Доме культуры. В глубине сцены два проёма, через которые, будто сменяется караул, появляются действующие лица спектакля. Это герои «Преступления и наказания» Ф. Достоевского и пьесы А. Володина. Впрочем, не герои, а артисты, читающие текст романа и пьесы. Они делают это бесстрастно, осуществляя физические действия порой вразрез с произносимым текстом. Зритель в недоумении, выискивая и не находя смысл в происходящем. После нескольких тщетных попыток рационально осмыслить действие спектакля он отдается воле режиссёра и актёров и с воодушевлением воспринимает и сцены из «Преступления и наказания», и сцены из пьесы «С любимыми не расставайтесь», и выступления сначала мужского хора, затем женского и в завершение спектакля хора смешанного.

После спектакля наиболее пытливые зрители недоумевали: а где же тут про воскресение Лазаря? А внимательные отвечали и пытливым и себе: в первой же сцене спектакля этот вопрос задаёт Раскольников Сонечке Мармеладовой. Та в ответ раскрывает на нужной странице Священное Писание. Вот так дан ответ на вопрос, вынесенный в название спектакля, вот так режиссёр отвечает зрителям, где надо искать ответ на многие вопросы, возникающие в зрительном зале и за его пределами.

По-моему, третий спектакль фестиваля «Голоса истории» претендует на то, чтобы стать самым загадочным, непонятным, но и притягательным, запомнившимся спектаклем этого фестиваля. Сделанный, казалось бы, в привычной нам театральной традиции, он обращает нас в совершенно иной способ восприятия мира, где сопрягается несопрягаемое, где нет ответа на вопросы, которые задаёт нам жизнь, где право поиска ответов принадлежит только зрителю, а коллектив театра выступает в роли катализатора, помогающего зрителю поставить эти вопросы.
 

Алексей Сальников