IX Международный театральный фестиваль
«ГОЛОСА ИСТОРИИ»

Рубрику ведет театровед Алексей Сальников

Сцены из спектакля
Государственного Театра Наций
«Снегири»

«СНЕГИРИ»
Государственный Театр Наций (Москва)

Ещё один московский театр представил перед зрителями IX фестиваля «Голоса истории» свою работу. Государственный Театр Наций показал свою недавнюю премьеру спектакль «Снегири» по повести В. Астафьева «Прокляты и убиты». Эта повесть сразу после появления вызвала ожесточённые споры. Даже не столько споры, сколько претензии, несогласие со стороны участников войны с взглядом автора на события войны. Но театр вместе с драматургом не стал включаться в дискуссию. Они доверились автору повести и сумели сказать новое слово о войне.

«Снегири» - это и «птичка такая сибирская, у неё грудка выпуклая, красная…» (В. Астафьев), и братья Снегирёвы – герои спектакля. Они вместе со своими ровесниками – 18-летними мальчишками – проходят курс молодого бойца перед отправкой на фронт. Молодые бойцы ещё не осознают, что им придётся воевать, и к обучению относятся по-мальчишески безалаберно. Например, братья Снегирёвы решили поддержать своих однополчан и на несколько дней сбежали домой, чтобы принести и свежего молока и хлеба. Самоволка закончилась для них трагически.

Спектакль выстроен как цепь воспоминаний одного уцелевшего из призывников – Лёшки Шестакова. Наверное, можно говорить, что построение спектакля на воспоминаниях героев, воспоминаниях, которые перед нами – зрителями – «оживают», стало тенденцией в современном театре. На этом фестивале мы наблюдали «видения» уже в трёх из четырёх спектакля, прошедших на фестивале. Хорошо это или плохо? Наверное, то, что становится расхожим приёмом, говорит об оскудении арсенала выразительных средств режиссуры. Но, с другой стороны, все спектакли идут в разных театрах, в разных городах…

Постановщики спектакля отказались от шокирующего для зрителя военного грохота. Сцены боя воспроизводятся как стенограмма события, но от этого война не становится чем-то ирреальным. Смерть не может стать обыденным явлением.

Алексей Сальников

  

 
   
   
   


































Теги: Фестиваль, Голоса истории, спектакль

Новости по теме