Фестиваль проводится с 1991 года с интервалом один раз в два года. В 2003 году изменился его статус: фестиваль стал международным.
За время существования фестиваль «Голоса истории» получил заслуженное признание театральной общественности и зрителей не только в нашей стране, но и в странах ближнего зарубежья. Сегодня этот международный проект можно с уверенностью назвать «визитной карточкой» Вологодчины. С каждым годом увеличивается популярность фестиваля, возрастает интерес к нему, повышается его профессиональный уровень. «Голоса истории» - это не просто творческий смотр театров. Для участников и зрителей фестиваль стал настоящим праздником, в котором первенство принадлежит театральному искусству.
Концепция фестиваля, разработанная под руководством первого художественного руководителя фестиваля, известного театрального критика Александра Петровича Свободина - развитие театра в историко-архитектурной среде как особой формы театрального искусства.
Среди основных задач фестиваля:
- освоение историко-архитектурной среды. Великолепные памятники русского зодчества выступают участниками театрального действия, помогая зрителям и актерам погрузиться в прошлое;
- разработка исторического материала, осмысление истории, мирового культурного наследия - от античного театра до современных пьес XX века.
Учредителями фестиваля выступили Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, Союз театральных деятелей России, Правительство Вологодской области, Администрация города Вологды при поддержке Федерального агентства по культуре и кинематографии.
Оргкомитет фестиваля возглавил первый заместитель Губернатора области Иван Анатольевич Поздняков.
Директором фестиваля назначен Валерий Петрович Гончаров, директор Вологодской областной государственной филармонии имени В.А. Гаврилина, заслуженный работник культуры Российской Федерации.
В период подготовки IX Международного театрального фестиваля «Голоса истории» произошла ротация жюри, экспертов и обсуждающих критиков. Председателем жюри фестиваля приглашен Алексей Вадимович Бартошевич, профессор, доктор искусствоведения, заслуженный деятель науки Российской Федерации.
Отбор спектаклей в программу IX «Голосов истории» проводился по нескольким направлениям. Заявки на участие спектаклей разных жанров в конкурсной программе фестиваля представили более 30 театров России, ближнего и дальнего зарубежья. В числе 11 зарубежных претендентов были театральные труппы из Америки, Бельгии, Болгарии, Греции, Индии, Испании, Италии, Румынии, Словакии.
В афишу также включены спектакли, рекомендованные Экспертным советом. В программу фестиваля вошли 13 конкурсных и внеконкурсных показов, которые состоятся на сценических площадках Вологодского кремля и вологодских театров.
Новый принцип формирования афиши IX «Голосов истории» позволил сделать фестиваль более открытым для его участников. Среди них как именитые российские театры, так и театральные коллективы, незнакомые широкому кругу вологодских зрителей.
В программе фестиваля - столичные коллективы. Московский театр «ОКОЛО» дома Станиславского, активно гастролирующий за рубежом, впервые выступит на Вологодской земле со спектаклем «Где тут про воскресение Лазаря?» (сцены из произведений Достоевского и Володина).
Фестиваль представит молодую труппу Государственного театра Наций из Москвы со спектаклем «Снегири» по мотивам произведений Виктора Астафьева. Недавно этот коллектив возглавил народный артист России Евгений Миронов.
Московский государственный драматический «Ведогонь-театр» представит исторический спектакль «Царь Федор Иоаннович» в постановке заслуженного деятеля искусств России Александра Кузина.
Традиционно в афише гость фестиваля, которым в этом году стал московский Театр Романа Виктюка. Версия театра «Мастер и Маргарита. Сны Ивана Бездомного» по одному из самых загадочных произведений Михаила Булгакова станет замечательным подарком вологодским зрителям.
Фестиваль познакомит вологжан со спектаклем Максима Горького «Последние», поставленным Нижегородским театром юного зрителя.
Почитателей театрального искусства ждет встреча с коллективом Таганрогского ордена Почета драматического театра им. А.П. Чехова. Актеры представят сценическую версию народного артиста Грузии, лауреата Государственной премии Грузии, режиссер Георгия Кавтарадзе «Царство зверя?.. Павел Первый» по одноименному произведению Дмитрия Мережковского.
Самарский театр «СамАрт» покажет спектакль режиссера Александра Кузина «Василий Теркин».
В программе фестиваля также представлена национальная драматургия. Спектакль Республиканского театра белорусской драматургии из Минска «Извечная песня» познакомит зрителей с творчеством классика белорусской литературы Янки Купалы.
Калмыцкий республиканский театр «Джангар» из Элисты подготовил постановку «Араш», в которой зрители увидят древние легенды Калмыкии, эпизоды из эпоса «Джангар» глазами главного героя, подростка Араша, чье детство было опалено войной.
Из большого числа зарубежных спектаклей Экспертный совет фестиваля остановил свой выбор на работе итальянского театра «Фрайес Театр Боцен» из г. Больцано. Коллектив представит свою версию древнегреческой трагедии Софокла «Электра» в постановке Габриэле Лангес. Художественный руководитель и автор проекта - директор театра Райнхард Ауэр. Спектакли театра идут на немецком языке и пользуются большой популярностью у немецкоговорящего населения северной Италии. Коллектив «Фрайес Театр Боцен» широко гастролирует за рубежом в Австрии, Германии, Венгрии, Румынии, Словакии, Грузии. Предстоящее участие коллектива в Вологодском фестивале «Голоса истории» получило большой общественный резонанс в Италии.
В программе фестиваля - премьерные спектакли Вологодского ордена «Знак Почета» государственного драматического театра и Вологодского областного театра для детей и молодежи. В отличие от других участников конкурсной программы, которые представляют на фестиваль спектакли, получившие высокую оценку ранее, коллективы вологодских театров к каждому фестивалю готовят премьерные работы.
Почетное право открыть IX Международный театральный фестиваль «Голоса истории» предоставлено спектаклю «Карамазовы и ад» в постановке Зураба Нанобашвили. Это совместная работа Вологодского драматического театра и драматурга Николая Климонтовича, который предложил современную обработку романа Ф.М. Достоевского. В спектакле с детективным сюжетом на первый план выдвигаются философские вопросы о вере и безверии, об истинном и мнимом, о Боге и свободе человека. Так же как и зрители, режиссер Николай Климонтович станет участником премьеры - он приглашен на фестиваль в качестве почетного гостя.
Областной театр для детей и молодежи покажет премьерный спектакль «Бег Булгакова. Восемь снов». Сценическая версия заслуженного деятеля искусств России Бориса Гранатова по мотивам произведений Михаила Булгакова построена в форме снов героя пьесы Сергея Голубкова, в которых все происходит на стыке реальности и ирреальности. Этот спектакль - размышления о влиянии исторических событий на человеческие судьбы.
Во внеконкурсной программе фестиваля коллективы покажут полюбившиеся зрителям и имевшие большой успех работы «Отцы и дети» Вологодского театра для детей и молодежи и «Одиночество» Вологодского драматического театра.
Традиционно участников фестиваля ожидает насыщенная программа Актерского клуба, в которую войдут обсуждения спектаклей, театральные «капустники», интересные встречи, пресс-конференции, круглый стол по завершении фестиваля.

Информация департамента культуры Вологодской области


IX
Международного театрального фестиваля
«ГОЛОСА ИСТОРИИ»
 

6 июля в 18.00
Кремль,
Консисторский двор
 
  Открытие фестиваля


 
в 23.00
Кремль,
Консисторский двор
 
  «КАРАМАЗОВЫ И АД»
Вологодский ордена «Знак Почета» государственный драматический театр
 
7 июля в 23.00
Кремль,
Пятницкая башня
  «БЕГ БУЛГАКОВА»
Вологодский театр для детей и молодежи
 
8 июля в 17.00
Театр для детей и молодежи
  «ГДЕ ТУТ ПРО ВОСКРЕСЕНИЕ ЛАЗАРЯ?»
Московский театр «ОКОЛО» дома Станиславского
 
в 21.00
Кремль,
Пятницкая башня
  «АРАШ»
Калмыцкий республиканский театр юного зрителя «Джангар» (Элиста)
 
9 июля в 18.00
Драматический театр
  «СНЕГИРИ»
Государственный театр Наций (Москва)
 
в 21.00
Кремль,
Консисторский двор
  «ИЗВЕЧНАЯ ПЕСНЯ»
Республиканский театр белорусской драматургии, Минск
 
10 июля в 18.00
Театр для детей и молодежи
  «ПОСЛЕДНИЕ»
Нижегородский государственный театр юного зрителя
 
в 23.00
Кремль,
Пятницкая башня
  «ЦАРЬ ФЕДОР ИОАННОВИЧ»
Московский государственный драматический «Ведогонь-театр» (Москва, Зеленоград)
 
11 июля в 22.00
Кремль,
Консисторский двор
  «ВАСИЛИЙ ТЕРКИН»
Самарский театр-центр юного зрителя «СамАрт»
 
в 24.00
Кремль,
Пятницкая башня
  «ЭЛЕКТРА»
Фрайес Театр Боцен, Больцано (Италия)
 
12 июля в 23.00
Кремль,
Пятницкая башня
  «ЦАРСТВО ЗВЕРЯ?.. ПАВЕЛ ПЕРВЫЙ»
Таганрогский ордена Почета драматический театр им. А.П. Чехова
 
13 июля в 18.00
Кремль,
Консисторский двор
  Закрытие фестиваля

 
    Гость фестиваля
 
11, 12 июля в 18.00
Драматический театр
  «МАСТЕР И МАРГАРИТА. СНЫ ИВАНА БЕЗДОМНОГО»
Театр Романа Виктюка
 
    Внеконкурсные показы
 
7 июля в 18.00
Драматический театр,
малая сцена
  «ОДИНОЧЕСТВО»
Вологодский ордена «Знак Почета» государственный драматический театр
 
12 июля в 16.00
Театр для детей и молодежи
  «ОТЦЫ И ДЕТИ»
Вологодский театр для детей и молодежи
 


Билеты можно приобрести:
в театрально-концертной кассе, ул. Батюшкова, 11,
с 10 до 18 часов, в субботу и воскресенье с 11 до 17 часов,
в кассах театров и у администраторов филармонии.
Справки по телефонам: 72-23-19, 72-05-52, 72-13-76.

 

АФИШИ СПЕКТАКЛЕЙ:

г. Москва, Зеленоград

А.К. Толстой
ЦАРЬ ФЕДОР ИОАННОВИЧ
ТРАГЕДИЯ В ПЯТИ ДЕЙСТВИЯХ


Режиссер-постановщик - заслуженный деятель искусств России Александр Кузин
Художник-постановщик - Кирилл Данилов
Ассистент режиссера - Петр Васильев
Помощники режиссера - Галина Кузьмина, Елена Меркулова

В спектакле звучит музыка:
С. Рахманинов «Всенощная» - оратория №37,
«Литургия святого Иоанна Златоуста»
Русские традиционные колокольные звоны «Музыка русского неба»
Колокольные звоны Ростова Великого

Действующие лица и исполнители:

Царь Федор Иоаннович – засл. артист РФ Павел Курочкин
Царица Ирина Федоровна – Светлана Лызлова, Наталья Тимонина
Борис Федорович Годунов – Петр Васильев, Алексей Ермаков
Князь Иван Петрович Шуйский – Александр Бавтриков
Митрополит всея Руси Дионисий – Александр Казаков
Князь Василий Иванович Шуйский – Антон Васильев
Князь Андрей Шуйский – Вячеслав Семеин
Князь Шаховской – Денис Макаров
Князь Мстиславский - Петр Васильев, Алексей Ермаков
Андрей Петрович Луп-Клешнин – засл. арт. РФ Виталий Стужев
Княжна Мстиславская – Зоя Даниловская
Василиса Волохова – Ольга Львова
Богдан Курюков – Сергей Курлянский
Иван Красильников- Александр Борисов
Голубь – Павел Грудцов
Боярыня из свиты царицы – Марина Бутова
В массовых сценах заняты студийцы
Детско - юношеского театрального центра «Ведогонь»
Премьера спектакля состоялась 9 ноября 2006 г.
Спектакль идёт с одним антрактом.
Продолжительность - 2 часа 40 минут
Художественный руководитель театра - заслуженный артист России Павел Курочкин

Пьеса А.К. Толстого - одна из вершин отечественной драматургии. Недаром ею открыли в свое время Московский Художественный Театр К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко, а роль Фёдора, сына Ивана Грозного, царя земли Русской, стала звёздной для таких выдающихся актеров, как И.Москвин, И.Смоктуновский, Ю.Соломин.
Главные исторические факты, послужившие основой сюжета трагедии, заключены на нескольких страницах «Истории Государства Российского» Н.М. Карамзина. Вся пьеса «Царь Федор Иоаннович» пронизана болью за Россию, где даже «из такого чистого источника, какова любящая душа Федора, истекает страшное событие, разразившееся над Россией долгим рядом бедствий и зол».
Для постановки спектакля «Царь Федор Иоаннович» в Зеленоградский драматический «Ведогонь-Театр» был приглашен заслуженный деятель искусств РФ Александр Кузин, приверженец русской психологической школы, прошедший выучку у таких режиссеров, как Г. Товстоногов, А. Эфрос, М. Туманишвили, режиссер, умеющий досконально разобрать пьесу, «взорвать» её изнутри, почувствовать её современность.
А «современный спектакль», формулировка, которой можно обозначить постановку, на которую откликается душа сегодняшнего зрителя и заставляет сопереживать происходящему на сцене, это, прежде всего, - игра актеров.
- Так психологически тонко, подробно и точно с актерами уже практически никто не работает, - сказал как-то на одном театральном фестивале известнейший режиссер, народный артист СССР, профессор З.Я. Корогодский, разбирая спектакль Кузина.
Наверное, именно поэтому коллектив «Ведогонь-Театра» так принял, почувствовал предложенный им драматургический материал, а работа каждого актера стала значимой.

Больцано, Италия

Софокл
ЭЛЕКТРА

Художественный руководитель и автор проекта – Райнхард Ауэр
Постановка – Габриэле Лангес
Сценография – Роберто Морелло
Костюмы – Соня Франселин
Балетмейстер – Франц Вегер

Действующие лица и исполнители:
Электра - Габриэлe Лангес
Орест - Александр Флэш
Клитемнестра - Ганди-Анна Шик
Эгисф - Клаус-Питер Буэлз
Хрисофемида - Ясмин Отт
Хор - Христа Пиллман, Аня Шифель, Кирстен Роукита

Продолжительность спектакля – 1 час 40 мин. (без антракта). Играется на немецком языке.

Спектакль «Электра» являет собой пример интернационального сотрудничества в театральной сфере. Он создан на сцене итальянского театра усилиями немецкоязычной труппы.
Литературной основой постановки стала пьеса великого древнегреческого трагика 5 в. до н. э. Софокла, предложившего драматургический вариант прочтения одного из мифологических сюжетов о династии Атридов из рода Пелопса. Цикл мифов на эту тему пользовался в античности большой популярностью, и к нему не раз обращались деятели литературы. В мифах представлена судьба микенских правителей, которые расплачиваются за жестокие деяния основателей рода. Особенно мучительный характер приобретают события, происходящие в семье царя Агамемнона, предводителя греческого войска в Троянской войне. Вернувшись домой после десятилетнего отсутствия, он был коварно убит собственной женой Клитемнестрой и ее любовником Эгисфом, двоюродным братом Агамемнона. Дети царя не могут смириться с преступлением матери и вынашивают план мести.
Софокл в пьесе «Электра» как раз и обращается к изображению событий, рассказывающих о том, как осуществилась эта месть. В центр драматургического повествования он ставит образ Электры, спасшей после убийства отца жизнь Оресту, младшему брату и наследнику трона. Она тайно передала его на воспитание в другое царство и все прошедшие после этого годы ждет возвращения Ореста, чтобы отомстить матери. При этом Электра постоянно напоминает Клитемнестре и ее мужу о совершенном злодеянии, чем вызывает их неприкрытую ненависть. Орест возвращается и, вдохновляемый Электрой, убивает мать. Такая же участь ждет и Эгисфа.
Театральный коллектив из Италии предлагает остро современную версию прочтения софокловской пьесы. В древнегреческой трагедии он увидел возможность поговорить о роли женщины в обществе, о допустимых границах ее активности и поглощенности «делом», на примере Клитемнестры, Электры и ее сестры Хрисофемиды представить различные варианты женского поведения в жизненных ситуациях. Интерес к этой проблематике театр уже демонстрировал в постановке 2002 года, когда на суд зрителей была представлена трагедия «Медея» Эврипида, младшего современника Софокла. Вновь обратившись к образу сильной женщины в пьесе «Электра», Фрайерс Театр Боцен акцентирует внимание и на проблеме нравственной цены убийства, пусть даже совершенного из чувства справедливости, заставляет задуматься над вопросом: возможно ли полноценное развитие личности человека, выбирающего такие архаичные способы решения жизненных ситуаций, как месть и убийство. Позиция театра при этом выражается предельно прямо: в отличие от финала трагедии Софокла, в котором Орест после убийства матери при полной поддержке хора уводит Эгисфа во дворец на расправу, спектакль заканчивается сообщением о сумасшествия Электры, о преследовании Ореста Эринией, богиней мщения. Хор еще раз напоминает о горькой судьбе семьи Агамемнона из рода Атридов, уделом которой стала не любовь и взаимопонимание, а ненависть и кровавая месть.

театр юного зрителя
«Джангар»

Борис Манджиев, Валерий Яшкулов
АРАШ

Режиссер – Б.Манджиев
Художник - В.Яшкулов

Действующие лица и исполнители:
Араш – арт. Алексей Сарангов
Цаган – засл. арт. РК Нина Барикова
Нимгир – засл. арт. РК Виталий Надбитов
Степанида – арт. Ирина Акишева

В видениях:
Дирижер – арт. Б. Санжиев
Бабушка – засл. арт. РК В. Нимяева
Эрдни – арт. Н. Пунцыков
Деляш – арт. К. Конаева
Джангар-хан (герой эпоса «Джангар») – арт. Н. Пунцыков
Ага-Шавдал (ханша) – засл. арт. РК Л. Лазарева
Окон-Тенгри (божественная дева) – арт. И. Шамолдаева
Аранзал (волшебный конь) – арт. К. Конаева
Ацыр (житель подземного мира) – арт. Н. Пунцыков
Сталин – засл. арт. РФ И. Уланов
Гитлер - арт. Б. Санжиев
А также заняты артисты театра: засл. арт. РК Е. Бадмаева, О. Лаврентьев, С. Пурсяков, Ч. Тепкенкиев, Д. Мангутова, Э. Сельвина, Д. Ванькаев

На безлюдном железнодорожном разъезде в Сибири доживает свои дни спецпереселенцы - оставшиеся здесь в живых от большой калмыцкой семьи – инвалид войны Нимгир, больная сестра Цаган и ее сынишка – отрок Араш.
1945 год. Вторая зима в ссылке. Дуют февральские вьюги, голод, изредка сюда заходят помочь чем-нибудь путевая обходчица Степанида, сердечная сибирская женщина.
Через разъезд проносятся поезда. И с каждом поездом Араш ждет с фронта отца. Он настойчиво, несмотря на отговоры старших встречает и пытается остановить каждый поезд. Мальчик мечтает встретить отца, вернуться с ним в калмыцкие степи. Но Арашу никогда не дождаться отца. Он погиб в бою. Мать и дядя рассказывают ему народные легенды, эпизоды из эпоса «Джангар», делятся воспоминаниями о довоенной светлой жизни Калмыкии. Все это возникает перед мальчиком в красивых, музыкальных сценах – картинах, в которых участвует хор, а всей жизнью управляет Дирижер – Судьба. Умирает от голода мать Цаган, потом дядя Нимгир. Отчаявшийся Араш решается во что бы то ни стало остановить поезд, гудки которого уже слышны. Он выходит навстречу поезду… В предсмертном миге Араш видит свою калмыцкую степь, алые тюльпаны и горячее солнце…

белорусской драматургии

Янка Купала
ИЗВЕЧНАЯ ПЕСНЯ
рок-опера

Сценическая идея и постановка Сергея КОВАЛЬЧИКА
Художник – Владимир ТИХОНОВ
Композитор – Тимур КАЛИНОВСКИЙ
Балетмейстер – Тамара ФЕДОСЕЕВА
Педагог по вокалу – Белла ШПИНЕР
Ассистент режиссера – Инна МАТУСЕВИЧ

В ролях:
Мужик - Игорь Сигов
Мать, Зима - з.а. РБ Татьяна Мархель
Отец – Виктор Богушевич
Жена - Елена Боярова
Анна Полупанова
Беда - Наталья Холодович
Доля – Галина Чернобаева
Голод, Холод – Сергей Шимко
Весна – Анна Аринич-Анисенко
Безногий солдат – Вадим Азаров
Лето – Вера Шипило
Ведьма – Людмила Сидоркевич
Осень – Наталья Бароновская, Татьяна Калих,
Белла Шпинер
Старший сын – Максим Пониматченко
Невестка – Вероника Буслаева
Солдаты – Андрей Малявский, Александр Марченко, Максим Седлецкий, Денис Паршин, Андрей Шилько
Священник – Андрей Добровольский
Дети Мужика – Глаша Аринич и Катя Дергачева
Селянки – Елена Боярова, Наталья Барановская, Анна Полупанова, Катерина Прохорова.
Постановочная группа и режиссер искренне благодарит Эмилию Пронскуте (скрипка) за помощь при записи песен
Художественный руководитель театра – заслуженный деятель искусств, лауреат Государственной премии и премии Президента Республики Беларусь «За духовное возрождение», академик Кирилло-Мефодиевской академии славянского просвещения, профессор ВАЛЕРИЙ АНИСЕНКО

В этом спектакле Республиканского театра белорусской драматургии занята практически вся труппа театра – 21 человек. Главные роли исполняют заслуженная артистка Республики Беларусь Татьяна Мархель, артист, ведущий мастер сцены Игорь Сигов, артистка Елена Боярова. Спектакль, поставленный по одноименной поэме классика белорусской литературы Янки Купалы, повествует о нелегкой судьбе Человека на этой земле... Весна, Лето, Осень, Зима... Рождение, Юность, Молодость, Зрелость... Смерть, как финал всего, что может существовать в этом мире. Спектакль состоит из явлений, которые, словно фрагменты реальной жизни, отображают путь главного героя: «Крестины», «Косьба и жатва», «На службе», «Свадьба», «Весна», «За сохой», «Лето», «Осень», «Праздник», «Зима», «Похороны», «На кладбище».
Мобильная декорация, позволяющая играть спектакль на любой площадке, представляет собой конструкцию, символизирующую круговорот человеческой жизни, в котором кроме редких моментов радости превалируют Холод и Голод, Беда и человеческая Доля, войны и катаклизмы. Однако есть и надежда, есть достоинство, которое дает каждому возможность сказать о себе: «Я ЧЕЛОВЕК!».
Спектакль «Извечная песня» представляет собой уникальный синтез народных мотивов и современной музыки. Жанр спектакля – рок-опера – делает его интересным для любой зрительской аудитории: от подрастающего поколения, до тех, чья молодость пришлась на славные шестидесятые – эпоху расцвета мировой рок-музыки.
Творческий тандем известного белорусского режиссера Сергея Ковальчика и композитора Тимура Калиновского в очередной раз подтверждает свое право на существование.

М. Горький
ПОСЛЕДНИЕ

Режиссер – Вячеслав Кокорин
Продолжительность спектакля – 2 часа 30 мин., с одним антрактом.

«Последние» Вячеслава Кокорина – прекрасный ансамблевый актерский спектакль. Он полон библейских «напоминаний», и, прежде всего, Кокорин выстраивает на основе религиозной символики конфликт двух братьев Ивана (Иоанна) и Якова (Иакова) Коломийцевых – замечательные, полные мужества и страсти роли Леонида Ремнева и Евгения Калабанова. Это вечная борьба за первородство, борьба нутряная, и в ту, и в другую сторону безжалостная. И виноваты все. Кокорин поставил очень беспощадный спектакль, с присущей Горькому гневливостью. Написанная сто лет назад, пьеса «Последние» поднимает проблемы, актуальные по сей день. Терроризм, деньги как главная потребность жизни, ради которой можно пойти на все. Измены, лицемерно прикрытые брэндом «благопристойная семья». Дети, до которых родителям нет дела. Родительский крик души «В кого дети выросли такими?»… Речь идет на самом деле о нездоровых явлениях, происходящих в нашем обществе, и о том, к чему они ведут.

А. Твардовский
ВАСИЛИЙ ТЕРКИН

Режиссер кинохроники – Михаил Файерман
Операторы – Владислав Никифоров, Александр Полежаев, Анна Ульянина
Автор театральной версии и режиссер-постановщик – засл. деятель искусств России Александр Кузин
Продолжительность спектакля – 1 час 40 мин, без антракта.

Совместный проект театра «СамАрт» и «Средневолжской газовой компании» был создан накануне 60-летия Великой Победы. На сцене в спектакле о войне и мире, о силе человеческого единения – молодежь и ведущие актеры театра. «Василий Теркин» – благодарная дань памяти труженику-бойцу, завоевавшему Победу. В спектакле использована музыка 30–40-х годов, материалы кинохроники времен Великой Отечественной войны.

«ЦАРСТВО ЗВЕРЯ?» ПАВЕЛ ПЕРВЫЙ
Сценическая версия Г.Кавтарадзе по одноименному произведению Д.С.Мережковского

Сценография – Б. Кавтарадзе
Музыкальное офомление – Г. Кавтарадзе
Костюмы – Т. Ломидзе

Действующие лица и исполнители:
Павел I, император – заслуженный артист России Сергей ГЕРТ
Александр, сын Павла, наследник – Максим КУШНИКОВ
Константин, сын Павла, великий князь – Александр ВОСКРЕСЕНСКИЙ
Мария Федоровна, императрица – Наталья БАШЛЫКОВА
Елизавета, супруга Александра – Ольга БИЛИНСКАЯ
Пален, граф, военный губернатор Петербурга – заслуженный артист России Павел БОНДАРЕНКО
Анна Гагарина, княгиня – Татьяна ШАБАЛДАС
Роджерсон, лейб-медик – Василий ЕГЕЛЬСКИЙ
Кутайсов, граф, обер-шталмейстер – Александр ЧЕРЕНКОВ
Талызин, генерал, командир Преображенского полка – Владимир БАБАЕВ
Бенигсен, генерал-майор – заслуженный артист России Александр ТОПОЛЬСКОВ
Яшвиль, князь – Валерий БАШЛЫКОВ
Зубов, граф – Андрей СЕМЕНОВ
Аргамаков, плац-адъютант Михайловского замка – Эдуард БОРСАКБАЕВ
Жеребцова, сестра графа Зубова – Елена КЛЮЧЕРОВА
Щербатова, княгиня – заслуженная артистка России Ирина ГРИЦЕНКО
Заговорщик – Владимир РУБЛЕВСКИЙ
Метрополит – Владимир НЕПОДКОСОВ

Ведет спектакль: Ирина Сенько
Продолжительность спектакля – 2 часа

Павел I (1754-1801) – Император Всероссийский (с ноября 1796г. по 11 марта 1801г.) – одна из самых неоднозначных личностей в российской истории. До настоящего времени император Павел I , которого поносили и на которого клеветали как при жизни, так и после смерти, во многом остается загадкой и как человек, и как государственный деятель.
Будучи от природы очень одаренным ребенком, Павел рос в атмосфере сплетен и интриг, царивших при дворе Екатерины.
С уверенностью могут быть отвергнуты ходячие представления о Павле I как о грубом, недалеком, полусумасшедшем солдафоне, думающем только о вахтпарадах и муштре. «Если бы Его Высочество человек был партикулярный (обычный) и мог совсем предаться одному только математическому учению, то бы остроте своей весьма удобно мог быть нашим российским Паскалем», писал его учитель С.А.Порошин. Павел I серьезно готовился к своей будущей роли Российского Самодержца. Однако далеко не всякому человеку дано соединить теорию с практикой. Павлу I этого дано не было. В этом его трагедия. В этом корни катастрофы 11 марта 1801 года.
Став императором, первое, что совершил Павел, - это восстановил справедливость по отношению к своему отцу, короновав его посмертно. Зрелище было почти фантасмагорическое: «Корону Императора нес за его гробом граф Алексей Орлов, обвиненный всем светом в убийстве Петра III». Чтобы оградить свои права и права своих наследников на престолонаследие, он в 1797г. издал «Учреждение об императорской фамилии», навсегда наведшее порядок в престолонаследии дома Романовых. Павел I ограничил права и привилегии дворянства, чем заслужил его ненависть. Сократил барщину. Запретил продажу крестьян без земли, с молотка. Любовь к Императору простого люда приписывала ему чудесное избавление от смерти, остались свидетельства о чудесах и исцелениях, произошедших на его могиле. Вспыльчивый, но отходчивый, Павел ссылал без числа, но за все время своего царствования не подписал ни одного указа о казни! Павел I пользовался огромным авторитетом в Европе. Его внешнеполитическая деятельность обширна и заслуживает специальных исследований и публикаций.
Существует несколько версий причин и обстоятельств убийства Павла I.
По одной из них – во всем виноваты Англия и масоны (среди заговорщиков были и члены одной из английских масонских лож Петербурга). По другой версии, жесткость Павла по отношению к дворянству, приглашение ко двору большого числа иностранцев – все это вызвало озлобление российского дворянства. Более того, многие заговорщики имели личные мотивы особой неприязни к Императору, поэтому в их интересах было приведение к власти более покладистого монарха.
О том, что в убийстве замешан сын, будущий Император Александр, и заговорщики действовали с его ведома, или, как минимум, с его молчаливого одобрения, имеется много свидетельств. Фактом остается то, что никто из заговорщиков не был наказан. Следствие по делу об убийстве не проводилось – более того, оно даже не было начато.
Не это ли раскаяние в двойном смертном грехе – цареубийства и отцеубийства стало причиной таинственной «смерти» Александра I . В привычке русского народа – неверие в смерть своих монархов – история знает множество тому примеров. Может, потому и возникла легенда о таинственном уходе Императора и узнавание его в появившемся через несколько лет в Сибири высоком старце Федоре Кузьмиче, «не помнящим родства», но с нехарактерной для простого люда речью. Появление старца Федора Кузьмича до сих пор остается неразгаданной тайной русской истории, загадкой так называемой «Таганрогской мистификации».

МАСТЕР И МАРГАРИТА. СНЫ ИВАНА БЕЗДОМНОГО.

Постановка и музыкальное оформление – народный артист Украины Роман Виктюк

В ролях: засл. артисты России Дмитрий Бозин, Екатерина Карпушина, Людмила Погорелова, Олег Исаев, Фархад Махмудов, актеры Михаил Фатеев, Елена Морозова, Дмитрий Малашенко и др.
Продолжительность спектакля – 1 час 30 мин., без антракта.

Спектакль Романа Виктюка – философского осмысления феномена сталинской эпохи через призму романа Булгакова. Работая над пьесой по роману «Мастер и Маргарита», режиссер учел и политический контекст, и мотивы ранних редакций булгаковского текста. Советская эпоха предстает в спектакле со всем абсурдом и нелепостью, здесь властвует гротеск.
Как всегда у Виктюка, сцена обнажена. Лишь в глубине висят красные полотнища, как будто забытые после партийного заседания. В центре – огромная железная пирамида, в которую вписан деревянный крест, а у основания сложены серебряные и золотые головы вождей. Действие происходит в клинике доктора Стравинского (засл. артист России Фархад Махмудов), где оказался поэт Иван Бездомный (Дмитрий Малашенко). Последнему и пригрезилась вся эта история с отрезанной головой Берлиоза, Понтием Пилатом и прочим. Ведь спектакль имеет подзаголовок «Сны Ивана Бездомного». Впрочем, из всей этой канвы романа Виктюк выбирает одну главную тему. Это власть. Поэтому бал у сатаны оборачивается чудовищным танцем оживших голов Вождей. Поэтому холоден и опустошен Понтий Пилат (Михаил Фатеев), почти не задумываясь отправляющий на казнь Иешуа (Юрий Пономаренко). Поэтому между Мастером (Михаил Фатеев) и Маргаритой (засл. артистка России Екатерина Карпушина) нет и не может быть даже намека на любовь, а есть только боль и безысходность. Даже Воланд в исполнении засл. артиста России Дмитрия Бозина – затянутый в черное, безмерно уставший – отнюдь не правит бал, а констатирует очевидный факт. Впрочем, ни Воланд, ни Мастер, ни Маргарита, ни Гелла (засл. артистка России Людмила Погорелова), ни Берлиоз (засл. артист России Олег Исаев), ни все прочие персонажи не являются героями этого спектакля. «Мастер» Романа Виктюка – это расчет с Сатаной-Сталиным, расчет с Советской властью за все обиды, за все не поставленные спектакли и не пережитые триумфы.

Н. Садур
«СНЕГИРИ»

Режиссеры - Тимофей Сополев и Михаил Чумаченко

В ролях:
Евгений Ткачук, Наталья Ноздрина, Юлия Самойленко, Владислав Абашин, Артем Тульчинский, Павел Акимкин, Роман Шаляпин, Андрей Неделькин, Нияз Гаджиев, Ольга Смирнова, Полина Стружкова, Виктор Стрельченко, Алексей Филимонов, Никита Гришпун, Ирина Маляр, Виктория Садовская-Чилап, Наталья Ноздрина, Юлия Самойленко, Нина Филимошкина, Юлия Пересильд, Елена Лабутина, Елена Николаева, Ирина Баринова.

Художники: Н. Барабаш, И. Евдокимов
В спектакле использована музыка Стефана Микуса «Еру music of stones»
Продолжительность 2:20 с одним антрактом.

Спектакль «Снегири» поставлен по пьесе Нины Садур «Смертники», написанной по роману Виктора Астафьева «Прокляты и убиты». Это пронзительный рассказ о молодых ребятах, в жизнь которых ворвалась Великая отечественная война. Спектакль построен как ряд картин, представляющих воспоминания Лёшки Шестакова (Евгения Ткачука), одного из немногих выживших в этой самой беспощадной, самой суровой войне – солдатской, окопной. Его память выхватывает из линейного времени сцены из прошлого, настоящего, будущего.
Несентиментально жесткая (и в то же время очень человечная) история роты новобранцев целиком погибшей в первом же бою передана в спектакле театральной яркостью и эмоциональной мощью. Молодые исполнители – сверстники своих героев – рассказывают о беспощадном времени войны и сталинских репрессий с предельной достоверностью и огромной актерской отдачей. Спектакль не оставляет равнодушным никого – ни зрителей, ни участников.

«ГДЕ ТУТ ПРО ВОСКРЕСЕНЬЕ ЛАЗАРЯ?»
Сцены из Ф.М. Достоевского и А.М. Володина

Режиссер-постановщик – Юрий Погребничко
Режиссер – Юрий Кантомиров
Сценография и костюмы – Надежда Бахвалова
Хормейстер – Наталья Рожкова
Концертмейстер – Николай Косенко

Премьера состоялась в сентябре 2001 г.

В спектакле заняты:

Аксёнова Елена, Алексеев Антон, Бешуля Ольга, Богданов Владимир, Воробьев Владимир
Гукленгоф Софья, Добрянская Лика, Егоров Анатолий, Желдин Константин
Загорская Лилия, Зотов Александр, Кантомиров Юрий, Каплунов Сергей, Кобзарь Елена
Косенко Николай, Котихина Елена, Кочетков Андрей, Крупинова Наталья
Логинов Никита, Лосева Татьяна, Мишаков Алексей, Неронов Анатолий
Никульников Алексей, Окс Илья, Павлов Юрий, Погребничко Мария
Позднякова Наталья, Прохоров Валерий, Рожкова Наталья, Салюк Владимир
Сигорских Иван, Токарева Татьяна, Тришкин Афанасий

Вечные вопросы, насущные проблемы. Хор – образ времени – сопровождает действие, рождённое текстами Достоевского и Володина. Стенографическая точность судебных заседаний повести «С любимыми не расставайтесь» и лихорадка философских глубин грандиозных романов, завладевших умами в 19 веке.
Но всё это – о расставании...
«Что делать, это жизнь. Сначала встречи. Что ни день, то встреча... Потом – расставанья…… Ради того, чтобы потом расстаться со всеми вместе.»
Спектакль волнующий, печальный, удивительно современный и ироничный, полон юмора, но в нём живёт боль о человеке… Вглядевшись в лица героев, хранящих официальную серьёзность, видишь не просто образ, но актёра, не просто актёра, но личность, не просто личность, но национальный тип!..
Спектакль вне времени – объединяющий времена...
Спектакль был показан в Санкт-Петербурге на Первом Всероссийском театральном фестивале пять вечеров им. Александра Володина в феврале 2004 года и на VII фестивале русского искусства и кино в Ницце во Франции в октябре 2005 года.

БЕГ БУЛГАКОВА
Восемь снов
Сценическая версия театра
по мотивам произведений Михаила Булгакова

Режиссер-постановщик - заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Государственной премии Вологодской области Борис Гранатов
Художник-постановщик - лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска», лауреат Государственной премии Вологодской области Степан Зограбян
Художник по костюму - лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска», лауреат Государственной премии Вологодской области Ольга Резниченко
Художник по свету - заслуженный работник культуры РФ, лауреат Государственной премии Вологодской области Сергей Шпагин
Режиссер по пластике - почетный работник образования РФ, лауреат Государственной премии Вологодской области Вера Федотовская
Сцендвижение- чемпион мира по традиционному ушу, лауреат Государственной премии Вологодской области Олег Гурьянов
Музыкальный руководитель и композитор - Лариса Васильева
Звукорежиссер - Олег Макаров
Премьера состоялась 7 июля 2007 года

Действующие лица и исполнители:
Сергей Голубков – Сергей Вихрев
Серафима Корзухина – лауреат Государственной премии Вологодской области, заслуженная артистка РФ Елена Авдеенко
Роман Валерьянович Хлудов – лауреат Государственной премии Вологодской области Эдуард Аблавацкий
Антон Голован, адъютант Хлудова – лауреат Государственной премии Вологодской области Виктор Харжавин
Григорий Чарнота, белый генерал-майор – заслуженный артист РФ Олег Емельянов
Люська, походная жена генерала Чарноты – лауреат Государственной премии Вологодской области Алла Петрик
Крапилин, вестовой Чарноты – Андрей Камендов
Белый главнокомандующий – Анатолий Михасик
Африкан, архиепископ – заслуженный артист РФ Александр Межов
Маркиз Де Бризар, командир гусарского полка – Александр Лобанцев
Парамон Корзухин, муж Серафимы – заслуженный артист РФ Вячеслав Теплов
Артур Тихий, начальник контрразведки – Владимир Бобров
служащие в контрразведке
Скунский – Александр Ефремов
Гурин – Алексей Ефимов
Паисий, монах – Вадим Чудин
Баев, командир полка в конармии Буденного – Анатолий Михасик
Буденовец – Илья Греднев
Начальник станции – Вадим Чудин
Олька, дочь начальника станции – Виктория Парфеньева
Певица – заслуженная артистка РФ Валентина Бурбо
Личико в кассе – Лариса Кочнева,
Грек-донжуан – Александр Ефремов
Факир – лауреат Государственной премии Вологодской области Олег Гурьянов
Монахи, белые штабные офицеры, конвойные, английские и итальянские моряки, толпа в Константинополе – артисты театра

Сон первый происходит в Северной Таврии в октябре 1920 года.
Сон второй, третий и четвертый - в начале ноября 1920 года в Крыму.
Пятый и шестой - в Константинополе летом 1921 года.
Седьмой - в Париже осенью 1921 года.
Восьмой - осенью 1921 года в Константинополе.

Спектакль ведет помощник режиссера
Мария Боговина

«Рыцарь Серафимы» - первоначальное название пьесы Михаила Афанасьевича Булгакова «Бег». Наш спектакль - это воспоминания, сны Сергея Голубкова, верного «рыцаря», интеллигента, ученого, вернувшегося в советскую Россию из эмиграции и «до выяснения» заключенного в камеру. Голубков вобрал в себя лучшие черты героев разных произведений Булгакова: Николки Турбина, доктора Борменталя, Мастера и самого автора. Его слова: «Мне кажется, что я сплю и вижу сны» - стали ключом к решению спектакля, в котором все происходит на стыке реальности и ирреальности.
В далеком прошлом остался уютный кабинет с книгами и лампой под зеленым абажуром. В настоящем - холодные стены каземата и железная койка. А еще совсем недавно жестокая Гражданская война бросала приват-доцента Голубкова из Северного Крыма в Константинополь, Париж и обратно в Константинополь. В его снах-воспоминаниях появляются и исчезают те, кто стал случайным спутником на трудных дорогах (монахи, белые офицеры, турки), и те, с кем пришлось пережить сложные испытания, делить хлеб и кров: белые генералы Хлудов и Чарнота, отчаянная Люська и, конечно, нежная и хрупкая Серафима - главная любовь его жизни. Впрочем, Серафима и сейчас где-то рядом, в тюрьме, но совсем не ясно, суждена ли влюбленным новая встреча. Колесо истории безжалостно перемалывает тех, кто эту историю творит. «Чем эпоха интересней для историков, тем для современников печальней» (Н. Коржавин).

Н. Климонтович
КАРАМАЗОВЫ И АД

По мотивам романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» и поздним рассказам

Режиссер-постановщик – лауреат Государственной премии Вологодской области Зураб Нанобашвили
Художник-постановщик – Елена Сенатова
Художник-технолог – Виктор Рубинштейн
Музыкальное оформление Дины Бортник

Действующие лица и исполнители:
Папаша Карамазов – Владимир Таныгин
Старший сын – Иван Мамонов
Средний сын – Николай Куцегреев
Младший сын – Александр Чупин
Ретроградный черт – народный артист РФ Леонид Рудой
Черт «с направлением» - Сергей Закутин
Незаконный Смердяков – Дмитрий Мельников
Бес в дамском, она же монашек – Наталья Ситникова
Старец – Андрей Светоносов

В спектакле участвуют
Камерный мужской хор Вологодской государственной филармонии им. В.А. Гаврилина, художественный руководитель Альберт Мишин

Ведет спектакль Галина Поздняк

Премьера спектакля – июль 2007 года
Продолжительность спектакля – 2 часа

«Карамазовы и ад» - современная обработка романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы», которую предложил драматург Николай Климонтович.
Перед нами семейство Карамазовых, оказавшееся где-то вне времени и пространства, вне мира вообще. Здесь другие законы бытия. Здесь – добровольный и ненасытный ад, где нет жизни и смерти, где мучение – основа существования. Впрочем, ад Карамазовых слишком похож на их жизнь и также порой оборачивается балаганом, в котором черти и люди смешиваются в шутовской чехарде.
Детективная фабула романа Достоевского делится в спектакле на несколько эпизодов, связанных между собой единой теологической идеей о возмездии, искупляющем грех и исцеляющем душу. Отсутствие четко выстроенной сюжетной линии подчеркивает условность происходящего. Главный вопрос романа кто убил Федора Карамазова? становится несущественным, ибо на каждом из братьев общая вина отцеубийства. На первый же план выдвигаются философские вопросы о вере и безверии, об истинном и мнимом, о Боге и свободе человека.
Папаша Федор Павлович, младший сын Алексей, Иван – средний сын, старший Дмитрий – сладострастники, как называет Карамазовых один из чертей. У каждого из братьев свой бес, вслух читающий их самые скверные и тайные мысли, – это изощренное мучение, которого нельзя избежать. Каждый из братьев знает свой грех и самоистязается в попытке смыть с себя грязь и очиститься. Но способны ли герои найти границу между правдой и ложью, светом и тьмой, чертом и ангелом и услышать голос Бога, зовущего их?

Теги: Голоса истории

Новости по теме