12+

Рецензия на спектакль «Мастер и Маргарита»

IX Международный театральный фестиваль
«ГОЛОСА ИСТОРИИ»

Рубрику ведет театровед Алексей Сальников

«МАСТЕР И МАРГАРИТА»
Театр Романа Виктюка (Москва)

Внеконкурсную программу фестиваля «Голоса истории» составили спектакли вологодских театров и спектакль театра под руководством Романа Виктюка «Мастер и Маргарита». О спектаклях наших земляков сказано и написано много. Приятно, что и «Одиночество» драматического театра, и «Отцы и дети» Театра для детей и молодёжи заслужили похвалу из уст группы театральных критиков, которые работали на фестивале. Приятно и то, что жюри отметило внеконкурсную работу народного артиста России Леонида Рудого в одноактном спектакле «Игра и джин» (он составляет вечер одноактных пьес «Одиночество»). Что же из себя представлял третий внеконкурсный спектакль, показанный именитым театром?
Жанр, определенный автором спектакля как «Сны Ивана Бездомного», окунает нас в привычную для нынешнего фестиваля атмосферу видений и снов. В страшных снах пролетарскому поэту видится и появление Воланда и его свиты, и смерть Берлиоза, и страницы романа Мастера, и реалии 30-х годов, например, собрание по выдвижению депутатом Верховного Совета товарища Сталина. Так как действие происходит в психиатрической лечебнице, одной из главных составляющих реквизита являются медицинские каталки. Волею режиссёра они то выполняют своё прямое предназначение, то составляют тесные помещения, напоминающие камеры, именуемые карцерами. В центре стоит большая пирамида из металлоконструкций. По мнению некоторых парапсихологов, именно такие пирамиды, если их расставить в «нехороших» местах, могут избавить человечество от отрицательного воздействия злых сил. В пирамиду вмонтирован огромный крест, из которого торчат поржавевшие кованые гвозди. Очевидно, совмещение несовместимого – пирамиды и креста – и не избавило Ивана Бездомного и его коллег от воздействия тёмных сил.
Главным действующим лицом спектакля является Воланд. В исполнении Дмитрия Бозина это существо, которому давно надоело убеждать людей в своей правоте. Долгим разговорам он предпочитает действие. Одетый в облегающий чёрный костюм, Воланд не просто передвигается по сцене. Он будто исполняет какой-то ритуальный танец, совершенно не обращая внимания на сооружения, которые должны были бы избавить человечество от его присутствия.
Как и в любом спектакле, в значительной мере окрашенном авторским взглядом на классическое произведение, мнения об этой работе зрители составили прямо противоположные. Кто-то говорил, что именно такими и представляли героев Булгакова. Кто-то, не успевая следить за извивами авторской мысли, счёл спектакль слишком перегруженным символами и не имеющим с первоисточником только общих героев. Одно несомненно: спектакль «Мастер и Маргарита» украсил афишу 9-го фестиваля «Голоса истории», позволили познакомиться с творчеством одного из самых ярких режиссёров современной России.

Алексей Сальников