IX Международный театральный фестиваль
«ГОЛОСА ИСТОРИИ»
Рубрику ведет театровед Алексей Сальников
«МАСТЕР И МАРГАРИТА»
Театр Романа Виктюка (Москва)
Внеконкурсную программу фестиваля
«Голоса истории» составили спектакли вологодских театров и спектакль
театра под руководством Романа Виктюка «Мастер и Маргарита». О
спектаклях наших земляков сказано и написано много. Приятно, что и «Одиночество»
драматического театра, и «Отцы и дети» Театра для детей и молодёжи
заслужили похвалу из уст группы театральных критиков, которые работали
на фестивале. Приятно и то, что жюри отметило внеконкурсную работу
народного артиста России Леонида Рудого в одноактном спектакле «Игра и
джин» (он составляет вечер одноактных пьес «Одиночество»). Что же из
себя представлял третий внеконкурсный спектакль, показанный именитым
театром?
Жанр, определенный автором спектакля как «Сны Ивана Бездомного», окунает
нас в привычную для нынешнего фестиваля атмосферу видений и снов. В
страшных снах пролетарскому поэту видится и появление Воланда и его
свиты, и смерть Берлиоза, и страницы романа Мастера, и реалии 30-х годов,
например, собрание по выдвижению депутатом Верховного Совета товарища
Сталина. Так как действие происходит в психиатрической лечебнице, одной
из главных составляющих реквизита являются медицинские каталки. Волею
режиссёра они то выполняют своё прямое предназначение, то составляют
тесные помещения, напоминающие камеры, именуемые карцерами. В центре
стоит большая пирамида из металлоконструкций. По мнению некоторых
парапсихологов, именно такие пирамиды, если их расставить в «нехороших»
местах, могут избавить человечество от отрицательного воздействия злых
сил. В пирамиду вмонтирован огромный крест, из которого торчат
поржавевшие кованые гвозди. Очевидно, совмещение несовместимого –
пирамиды и креста – и не избавило Ивана Бездомного и его коллег от
воздействия тёмных сил.
Главным действующим лицом спектакля является Воланд. В исполнении
Дмитрия Бозина это существо, которому давно надоело убеждать людей в
своей правоте. Долгим разговорам он предпочитает действие. Одетый в
облегающий чёрный костюм, Воланд не просто передвигается по сцене. Он
будто исполняет какой-то ритуальный танец, совершенно не обращая
внимания на сооружения, которые должны были бы избавить человечество от
его присутствия.
Как и в любом спектакле, в значительной мере окрашенном авторским
взглядом на классическое произведение, мнения об этой работе зрители
составили прямо противоположные. Кто-то говорил, что именно такими и
представляли героев Булгакова. Кто-то, не успевая следить за извивами
авторской мысли, счёл спектакль слишком перегруженным символами и не
имеющим с первоисточником только общих героев. Одно несомненно:
спектакль «Мастер и Маргарита» украсил афишу 9-го фестиваля «Голоса
истории», позволили познакомиться с творчеством одного из самых ярких
режиссёров современной России.
Алексей Сальников
Теги: Голоса истории