12+

В Москве состоялось открытие выставки, посвященной 860-летию основания исторических городов России – Москвы, Вологды и Великого Устюга

30 августа 2007 года в Москве, в Московском государственном выставочном зале «Новый Манеж» по адресу: Москва, Георгиевский пер., д.3 (проезд: м. «Театральная», «Охотный ряд») состоялось открытие выставки, посвященной 860-летию основания исторических городов России – Москвы, Вологды и Великого Устюга.

Выставка «Москва, Вологда, Великий Устюг – родники русской культуры» проводится в рамках юбилейных мероприятий Правительства Москвы и Правительства Вологодской области. В церемонии открытия выставки приняли участие заместитель мэра города Москвы Л.И. Швецова и первый заместитель Губернатора Вологодской области И.А. Поздняков.

В выставочном проекте участвовали музеи трех городов: Музейное объединение «Музей истории Москвы», Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Великоустюгский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Фондовые собрания музеев демонстрируют на выставке бесценное историческое наследие, многообразие культуры и народные традиции России.

На протяжении многих столетий эти три города связывает общая история и культура. Москва – государственный центр, столица Московского государства, а Вологда и Великий Устюг – крупные административные, духовно-просветительные и культурные центры северного края.

  В выставочном пространстве Москва представлена несколькими темами: начало истории Москвы; защита Отечества (XIV-ХХ вв.); Москва-столица; Москва - центр российской экономики, культуры и духовной жизни России; Москва – мегаполис ХХ1 века. В экспозиции «История Москвы – история России» представлены материалы археологических раскопок, остатки деревянных стен и архитектурный декор белокаменных сооружений, воспроизведения из летописей, государственные документы - жалованные грамоты, указы; произведения живописи и графики, ордена и медали, нумизматическая коллекция; личные вещи выдающихся дипломатов и государственных деятелей, а также работы современных московских фотохудожников.

Экспозиция «Вологда и Великий Устюг – родники русской культуры» рассказывает о значимости северных городов, сыгравших большую роль в политической, экономической и культурной жизни нашего государства. С развитием монастырского строительства Вологда и Великий Устюг стали крупными духовно-просветительными центрами. Обилие монастырей и святых, здесь подвизавшихся, дало вологодскому краю впоследствии название «Северная Фиваида». На вологодских землях располагалось 88 православных обителей, а 86 их основателей причислены к лику общерусских или местночтимых святых. На выставке представлен большой комплекс икон XVII - XVIII веков с изображениями основателей северных обителей. Святые вологодского края – это реальные исторические лица, сыгравшие значительную роль в распространении христианского просвещения. Небесным покровителем Вологды является основатель ныне действующего Спасо-Прилуцкого монастыря преподобный Димитрий Прилуцкий, изображения которого представлены на двух больших житийных иконах, одна из которых экспонируется впервые. С вологодскими землями связаны имена преподобных Кирилла Белозерского, Арсения Комельского, Иоасафа Каменского, Феодосия Тотемского

  В XVI веке включенная вместе с Великим Устюгом Иваном Грозным в состав «особинных» государевых земель, Вологда даже претендовала на роль опричной столицы. Русский царь построил главный храм города – Софийский собор – уникальный памятник северной архитектуры. Значению собора соответствовали великолепие и художественная ценность церковной утвари, красота и выразительность икон и настенной живописи. Иконы и лицевое шитье из Софийского собора, представленные на выставке, характеризует особая красочная гамма, точная выверенность рисунка и декоративная ясность композиций.

Большой комплекс икон на выставке из вологодских приходских церквей ярко демонстрирует талант искусных северных мастеров: их индивидуальность не осталась незамеченной: во второй половинеXVII века иконописцы-вологжане принимали участие в росписи Архангельского и Успенского соборов Московского Кремля, Новодевичьего монастыря, царских хором в Коломенском. Вологда – крупнейший и самобытнейший центр иконописи северного края, вобравший в себя лучшие традиции мастеров Новгорода и Москвы и создавший на этой основе свой иконописный стиль. Многообразие сюжетов и высокий уровень исполнения деревянной скульптуры дает возможность говорить о вологодском крае как одном из центров деревянной пластики на Русском Севере. Северные монастыри всегда являлись средоточием произведений искусства большой художественной ценности. Из них происходят уникальные предметы лицевого шитья и декоративно-прикладного искусства, представленные на выставке.

  Северные уезды, в том числе Вологда и Великий Устюг, стали своеобразной кладовой народного искусства, где сохранялись выдающиеся памятники отечественной культуры. На протяжении веков в процессе взаимодействия различных художественных школ и народных эстетических норм и традиций здесь сформировалось своеобразное самобытное искусство, которое отличается особой красотой и неповторимостью. Один из разделов выставки представляет произведения, которые ярко характеризуют народную культуру Русского Севера, быт и уклад крестьянской жизни, местное своеобразие на фоне единого социокультурного пространства.

Большого совершенства в Великом Устюге достигло искусство художественной обработки металла и, прежде всего, ковка, просечное железо и «мороз по жести». По данным описей в середине ХУП века в Устюге существовало 47 кузниц, к концу столетия их количество выросло до 68. Искусных устюжских мастеров, которые «Умели всякое кузнечное дело делать», часто отзывали на работу в Москву, Пермь Великую, города Сибири.

В Шемогодской волости Великоустюгского уезда в деревнях по реке Шемоксе, притоку Северной Двины, возник своеобразный промысел по производству берестяных изделий, украшенных прорезными орнаментами и получивших название шемогодской бересты.

В районах Русского Севера большое развитие получило узорное ткачество, для которого характерна графически тонкая разработка форм. Во второй половине XIX века мастера смело соединяли ткачество с цветными ситцами и вышивкой, придающей всему изделию необыкновенную нарядность. Мастерицы владели самыми разными техниками – росписью, счетным крестом, цветным тамбуром. Узоры выполняли как эстетическую, так и семантическую функцию, служили оберегающей силой, приносили добро, счастье, здоровье, благополучие.

  Своеобразным и интересным историко-культурным памятником Великого Устюга является традиционный народный костюм. Он был связан со всем многовековым укладом и обычаями крестьянской жизни, был синтезом многих видов народного искусства.

В северном лесном краю незаменимым материалом служило дерево, из которого изготовлялись бытовые предметы и орудия труда. Многими поколениями резчиков создавались совершенные и удобные формы предметов, применялись различные техники и способы украшения – резьба и роспись. Истоки многих устюгских росписей восходят к древнерусскому искусству. Представленные на выставке произведения народного искусства Великоустюгского уезда демонстрируют истинно русские традиции.

К выставке издан совместный альбом-каталог «Москва, Вологда, Великий Устюг – родники русской культуры.

Время работы выставки: 30 августа – 12 сентября 2007 года.

Информация департамента культуры Вологодской области