С 28 сентября по 19 октября 2008 года в Вологодской области пройдет V Международный Гаврилинский музыкальный фестиваль. Он носит имя выдающегося композитора, уроженца Вологды Валерия Александровича Гаврилина (1939-1999) и состоится в преддверии 70-летия со дня его рождения. Фестиваль проходит под патронатом Губернатора Вологодской области В. Е. Позгалева. Учредители — Правительство Вологодской области, областной Департамент культуры, Вологодская областная государственная филармония им. В. А. Гаврилина. Перед началом этого события художественный руководитель Фестиваля, один из креативных музыкальных деятелей России, заслуженный деятель искусств РФ, главный редактор газеты «Музыкальное обозрение» Андрей Устинов и директор фестиваля, директор Вологодской областной филармонии имени В. Гаврилина Валерий Гончаров, представили проделанную работу по подготовке и организации фестиваля, который является знаковым событием для отечественной музыкальной культуры.

Концепция фестиваля, разработанная под руководством Андрея Устинова, — многогранная, многозначная структура, где пересекаются и дополняют друг друга разнообразные темы, направления, линии. Образно говоря, это Дом, Храм музыкального искусства, конструкции которого подчинены единой архитектонике.

Еще одно уникальное событие — заказ современному отечественному композитору, сделанный организаторами, на создание специально к Фестивалю нового сочинения. Мировая премьера Увертюры для симфонического оркестра «Вологодские кружева» А. Чайковского на заключительном концерте — одно из ключевых событий Фестиваля, взгляд и прорыв в будущее. Идея сочинения сформулирована и подсказана композитору Андреем Устиновым (использованы мелодии трех народных песен Вологодской области, тема Тарантеллы из балета Гаврилина «Анюта», бой курантов на главной площади Вологды). Произведение рождалось параллельно и одновременно со становлением самого Фестиваля.

У Гаврилинского фестиваля четыре начала, четыре «фестивалеобразующие» линии — как четыре удара часов на Софийской колокольне Вологодского Кремля, четыре стороны света, четыре линии, идущие от перекрестья креста. Магия этого числа проявляется и в том, что каждый из четырех воскресных концертов (28 сентября, 5, 12 и 19 октября) предваряют звоны Софийской колокольни в исполнении четырех ансамблей колокольной музыки из Вологды, и центров окрестных областей — Петербурга, Ярославля и Великого Новгорода.

Эти четыре концерта — «гранд-линия» Фестиваля: грандиозные программы открытия и закрытия с участием симфонических оркестров, хоров, включающие произведения монументальных жанров (оперный, симфонический, кантатно-ораториальный) из произведений И.С. Баха, В. Гаврилина и русских классиков.

Четыре концерта Фестиваля образуют линию «монопрограмм», где на первом плане личности композитора и исполнителя: Шопен — Р. Урасин, Рахманинов — С. Тарасов, Бетховен — А. Диев. В этом же ряду — баховская программа с участием народного артиста СССР Э. Грача, камерного оркестра «Московия» и уникального певца, контртенора А. Крутько.

Гаврилинская линия — три концерта (произведения композитора помещены в контекст музыки русских классиков, западноевропейских композиторов XIX века и его современников). Ее продолжение в мероприятиях параллельной программы (конференция, творческие встречи), в «Вологодских кружевах» А. Чайковского.

Колокольность — еще одна основополагающая линия Фестиваля: наряду с воскресными звонами она пронизывает всю фестивальную программу; бой часов Софийской колокольни Вологодского Кремля использован в качестве звонка в концертных залах и его же цитирует А. Чайковский в своем новом произведении.

В Фестивале участвуют четыре хора. Линия хоровой музыки идет от первого концерта («Казнь Степана Разина» Шостаковича), продолжается в гаврилинских программах и завершается в последний день исполнением «Русского реквиема» А. Чайковского с участием Объединенного хора Вологодской области.

Начало Фестиваля совпадает с одним из главных церковных праздников — Крестовоздвижения Господня: будто кто-то свыше осеняет Фестиваль знамением, воздвигает символический крест, который «ангелам слава и демонам язва» (патриарх Пимен). В эмблеме Фестиваля, его визуальном образе с клавишами рояля и корпусом скрипки органично сочетаются самобытные образы Вологодчины — резное окно и колокол на фоне высокого северного неба. В соединении четырех составляющих усматривается главный символ Фестиваля — Крест Господень. Идея и образ его пронизывают весь Фестиваль, многие концерты. А на торжественном ужине в честь открытия Фестиваля гостей будут угощать пирогами с капустой — главным блюдом крестовоздвиженской трапезы.

Чрезвычайно важна линия русской поэзии, открываемая поэмой Е. Евтушенко «Казнь Стеньки Разина», и завершающаяся стихами Ф. Тютчева, А. Блока, С. Есенина, Н. Заболоцкого, И. Бродского в «Русском реквиеме». Начало Фестиваля приходится на празднование Крестовоздвижения Господня, а торжественный финал — на 19 октября, великий день для русской культуры, день рождения Царскосельского лицея, давшего России А.С. Пушкина.

Еще одна важнейшая фестивальная линия — меценатство: созданию многих звучащих на Фестивале произведений способствовали прусский император Фридрих Август, граф А. Разумовский, король Людвиг II Баварский, Н. фон Мекк. В качестве мецената выступает и Администрация Вологодской области, специально для Гаврилинского фестиваля заказавшая сочинение А. Чайковскому.

Исконный промысел, отличительная примета Вологодской земли — Вологодское кружево — один из символов Гаврилинского фестиваля, элемент его фирменного стиля. Тончайшие архитектонические узоры, переплетение, сцепка многочисленных линий — такова концепция Фестиваля. VIP-подарок с фрагментом кружева будет вручен каждому участнику.

В концертах примут участие музыканты Вологды и Череповца, Москвы и Санкт-Петербурга, Челябинска и Казани, Ярославля и Новгорода; из Латвии и Португалии. В заключительном концерте выступят артисты четырех городов — Москвы, Петербурга, Ярославля и Вологды. В дни Фестиваля пройдут выставки, мастер-классы, творческие встречи. Одно из главных мероприятий — Всероссийская Гаврилинская конференция, включающая заседание, посвященное 20-летию газеты «Музыкальное обозрение», и круглый стол «СМИ и культура» с участием музыковедов и журналистов из разных городов России.  

 





































return_links(); ?>




































build_links(); ?>
Теги: Гаврилинский фестиваль

Новости по теме