Суть приведенного выше высказывания художника сближает его с мыслью современного английского художника Ф. Бекона, для которого живопись состоит из чистой интуиции и счастливой случайности и является результатом того, что происходит, когда выплескиваешь краску на холст. Но это не означает, что А. Пестерев отстраненно наблюдает за постепенным созданием картины, аналитические возможности его мобилизованы на всех стадиях становления пластического образа. Эта двойственная природа творческого акта была замечена многими художниками ХХ века. Об этом писали П. Клее, Ж. Миро и т.д. Единство творчества и анализа лежит в основе процесса создания художественных произведений.

Интерес художника к цветовому (тоновому) пятну, первоэлементу живописи, неслучаен. Именно оно в большей степени вмещает в себя понятие архетипа. Цветовое пятно – это все и ничто одновременно. Это «живая» субстанция, которая путем метаморфоз может стать чем угодно. Она не имеет конкретной формы, но имеет потенциал трансформации в любую форму. Пятно и пустота - как самодовлеющая целостность, как начало само по себе. Это начало мира и начало человека одновременно.

Проблемой цветового пятна в разное время занимались Кандинский и Малевич. В 40-х годах ХХ века в Америке возникла идея картины произведения–первоначала. По этому пути шли Ротко и Ньюмен.

А. Пестерева волнует работа с пространством. «Астрономия вещей основывается на совершенном знании пространства, которое предмет должен занимать в картине, и пространства, которое отделяет один предмет от другого», - писал Д. де Кирико, основоположник метафизической школы в европейской живописной традиции. Творчество Дж. Моранди, представителя этого направления, долгое время интересовало А. Пестерева.

Правильное разделение и соединение, надлежащее соположение частей лежит в основе традиционной китайской живописи. Увлечение А. Пестерева восточной философией и искусством началось еще в юности. Шитао, китайский художник, живший на рубеже XVI-XVII веков, считал, что в основе китайской живописи – черта, удар кисти, которые лежат и в корне миропорядка. Графическая база восточной живописи связана с мировой ритмикой, следовательно, создаваемая картина – это часть большого вселенского ритма (серия листов «2006 и Шитао», представляющая своеобразный вневременной диалог двух культур (западной и восточной), созданная А. Пестеревым, раскрывает суть его поисков, обращения как к восточной, так и к западной традициям).

А. Пестерев – художник, работающий с классическими материалами в эстетике современного искусства. Присущие ему минимализм в использовании средств выражения, абстрактность формы, экспрессионизм в способе выражения замысла сближают творчество художника с творчеством С.Твомбли. В работах А.Пестерева сошлись и автоматическое письмо живописи жеста, и нейтральная «объективная» фактура пятна, которую проповедовал Ротко, медитативно втирая краску в холст. Обладая абстрактным мышлением художника, живущего на рубеже XX-XXI веков, А. Пестерев генерирует идеи из искусства ушедших эпох, литературы (эпической и мифологической), архитектуры, музыки. К его творчеству применимо понятие «чувства традиции» в том смысле, в каком понимал его Т. Элиот. Он писал, что традицию нельзя унаследовать, она приобретается путем серьезных усилий и предполагает чувство истории. Чувство истории в свою очередь предполагает понимание того, что прошлое не только прошло, но продолжается и сегодня. В работах А. Пестерева современность возвращается к доренессансной картине мира. Художник стремится актуализировать художественный опыт прошлого в новейшей среде, он отсылает зрителя к удаленным во времени, но близким к сегодняшнему дню культурам. Его творчество – это попытка и риск вновь вернуться к поиску ценности культуры, попытка представить невыразимый в своей грандиозности замысел бытия, размышления о непредставимости которого и приводят человека к пониманию его собственных основ.

Теги: ВОКГ, Александр Пестерев
Ольга Силина, искусствовед

Новости по теме