12+

Студия «Вологодские росписи» устроила новогодние посиделки «Пряник у елки»


26 декабря 2009 года в студии «Вологодские росписи» Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника прошли новогодние посиделки под названием «Пряник у ёлки».

Об истории мероприятия, а также о русских традициях, связных с пряниками, гостям рассказала заведующая художественным отделом музея-заповедника Ангелина Глебова.

Посиделки «Пряник у ёлки» проходят в рамках проекта «Традиции русского пряника», реализация которого началась в 2004 году. За это время сотрудники музея провели ряд масштабных мероприятий: создали большую выставку печатных пряничных досок, представленных музеями области; организовали областной конкурс пряников, изготовленных домашним способом; провели ряд мастер-классов по приготовлению теста; познакомили всех интересующихся с художником-резчиком Евгением Зериным. Новогодние посиделки «Пряник у ёлки» были созданы, чтобы заинтересовать людей традиционной культурой семейных обрядов и праздников, на которых прянику отводилось особое почётное место.

В зале, где проходила беседа, стояла новогодняя ёлка, украшенная пряниками, орехами в золотистой бумаге и конфетами. Именно с представления этого новогоднего дерева начала Ангелина Аркадьевна свой рассказ: «Перед вами ёлка, украшенная совсем не так, как мы теперь привыкли это делать. Раньше вместо пластмассовых игрушек на ёлку вешали конфеты, пряники, орехи, баранки. Сейчас эта традиция утрачена». Гостям были прочитаны цитаты из воспоминаний писателей и музыкантов. Например, композитор Александр Вертинский писал: «Сначала вешали на ёлку крымские румяные яблочки, потом апельсины и мандарины на красных нитках, потом золотые и серебряные орехи, потом хлопушки, потом конфеты и пряники – всё по порядку. Ночью, когда все засыпали, я тихонько вставал, таскал апельсины, конфеты и пряники, которые съедал тут же».
Как оказалось, раньше ёлочные игрушки делали дети, для них это была одна из забав под Новый год.

Пряники являлись неотъемлемой частью любого торжества. Особое значение отводилось печатному прянику, который изготавливали с помощью специальной резной доски. Ни одна богатая ярмарка не обходилась без разного вида пряников: мятных, с глазурью, с перцем, с гвоздикой, с духами и др. В XVII веке их обязательно подавали к царскому столу.

Происхождение слова «пряник» имеет несколько версий. Обычно его этимологию связывают с понятием пряностей, которые раньше добавляли в это изделие. Это корица, имбирь, мускатный орех, тмин.

В словаре Владимира Даля можно прочитать следующие строки: «На другой день после свадьбы молодые идут на поклон к родителям невесты с пряником». По словам Ангелины Аркадьевны, пряничная традиция имеет глубокие архаические корни и ведёт свою родословную от матриархата, когда во главе племени стояла женщина, и к ней ходили на поклон.

По мнению некоторых учёных, «пряник» связан с санскритским словом «прана», обозначающим систему дыхательных упражнений в йоге. «Прана» имеет такие значения, как «дыхание», «ветер», «жизненные силы». Поэтому слово «пряник» можно воспринимать как источник жизненных сил. Кроме того, отмечают некоторую связь этого слова с так называемым «пряжением», то есть с жарением. И в этом смысле можно увидеть связь пряника с огнём, с домашним очагом. Таким образом, на Руси пряник воспринимали как символ жизненных соков, именно в таком смысле он употреблялся в ритуальных обрядах и различных бытовых ситуациях.

Пряник дарили невесте на свадьбу, и в этом случае при выпечке чаще всего использовали гербовые пряники. Они напоминали роженицу, покровительницу матерей, поэтому такой пряник служил символом плодородия. На второй день свадьбы существовала ещё одна традиция, которая называлась «класть на пряник», когда родственники должны были положить на пряник в руках молодых деньги или другие ценные вещи в дар.

Пряники пекли к Прощеному воскресенью, дарили на именины и на новоселье; их выносили гостям по окончании пиршества: такой пряник назывался разгонный. Получив его, гости понимали, что пора уходить домой.

Основное количество пряников выпекали в монастырях и на специальных заводах в Туле, Ярославле, Твери, Вязьме, Вологде и других городах. Профессия пряничника обычно была наследственной.

В разные столетия были популярны и разные виды пряников. Например, в XVII-XVIII вв. чаще всего встречались фигурные пряники в виде различных животных. После Отечественной войны 1812 года появились пряники в виде солдат в треуголках, их прозвали «наполеонками». Самые дешевые пряники назывались «грошевниками», а самые большие и дорогие – «почётными». Чаще всего на них вырезали контуры города, а по периметру писали адресата пряника и его заслуги. Для детей существовала пряничная азбука.

И зарубежные, и русские писатели часто упоминали в своих произведениях пряники. Например, у А.С. Пушкина в «Сказке о рыбаке и рыбке» можно прочитать следующее:

Старичок к старухе воротился.
Что ж! Пред ним царские палаты,
В палатах видит свою старуху,
За столом сидит она царицей,
Служат ей бояре да дворяне,
Наливают ей заморские вины;
Заедает она пряником печатным…

Цитатами из литературных произведений Ангелина Аркадьевна завершила свой рассказ и предложила гостям попробовать печатные пряники, которые украшали новогоднюю ёлку.

Юлия Шутова