Вот такие чудеса!

В музее «Мир забытых вещей» 14 января (первый день нового года по старой традиции) царила атмосфера настоящего волшебства. Все потому что там прошла необычная Рождественская елка для ребят подготовительной группы Детского сада №24 «Анютины глазки».

Идея такого мероприятия принадлежит старшему преподавателю детского сада, кандидату педагогических наук Ольге Бороздиной. Вот уже в течение 10 лет она приводит сюда своих воспитанников, чтобы окунуть их в ауру волшебства – атмосферу XIX века. «Сейчас,- как признается Ольга Сергеевна, - для детей кумирами стали Человек-паук и кукла Барби – идет подмена традиций, подмена многих понятий, которые ребенок осваивает через игру. Наша Рождественская елка – это сочетание игры и воображения, дети попадают в сказку, где живет кукла-фея Сонечка, которая родом из прошлого и является олицетворением добра и волшебства».

Знакомство ребят с музеем началось с … писем. Они адресовали их кукле Соне, про которую узнали от воспитателей, и отправляли по настоящей почте – вот такая вера в чудеса. Поэтому встречи с ней и «Миром забытых вещей» все с нетерпеньем ждали и готовились к этому. По карте волшебных объектов они отыскали дорогу к музею, где их встретила «хозяйка дома» Татьяна Касьяненко. Так как ребята первый раз пришли к ней в гости, то Татьяна Владимировна показала им каждую комнату и познакомила с историей многих забытых вещей. Конечно же, произошла и встреча с куклой Сонечкой, которая сидела в своем домике и через зеркало наблюдала за всеми приключениями ребят в музее.

Благодаря волшебному микрофону дети смогли поприветствовать Соню, а она в ответ поздравила их с Рождеством и Новым годом и предложила подняться на второй этаж. Там юных посетителей музея ожидала большая нарядная елка, украшенная как современными игрушками, так и теми, что изготовлены в девятнадцатом столетии. Здесь ребята не просто узнали историю о рождении Иисуса, но и сами разыграли ее, превратившись и в волхвов, и царя Ирода, и в Рождественскую звезду, и в ангелов, возвестивших миру о чуде.

Ребята попали в атмосферу прошлых столетий, а одной из любимых игр того времени были «Живые картинки». Именно в нее и было уместно поиграть на новогоднем празднике: дети по очереди преображались в сказочных персонажей, а все остальные разгадывали героев, сказки и авторов. Ребята успешно справились со всеми заданиями. А какая же елка без новогодних стихотворений? Ребята прочитали стихи классиков и современных поэтов, а Саша и Ася даже исполнили несколько музыкальных композиций на фортепиано.

В конце праздника всех ждал сюрприз от куклы Сонечки – маленькие ангелочки – символы рождества. Каждый малыш, уходя из музея, уносил с собой частичку праздника, частичку сказки и частичку доброты. Все ребята пообещали не раз вернуться в этот волшебный дом и привести сюда маму с папой.

Такая рождественская программа, разработанная Ольгой Бороздиной, входит в цикл мероприятий «Проживание по народному календарю». Идея этого проекта появилась в начале 90-х прошлого века. В игре ребята включаются в традиции, в образы, знакомятся с различными персонажами истинно русских праздников. И не просто узнают о них много интересного, но и «общаются» с ними, пишут письма, здесь большую роль играет воображение ребенка: дети рисуют картинку какого-то персонажа и играют с ним, придумывают сюжеты для внутреннего диалога. Для каждого возраста – свои персонажи, для самых маленьких – это волшебные палочки: кисточки, фломастеры, для детей постарше есть и «машина времени», и герои звучащей и письменной речи, например, Наум Грамотник. Его день отмечается 14 декабря, тогда дети в старину начинали ходить в школу, а поскольку связано это с обучением грамоты, так его и назвали – Грамотник, с ним в этом цикле мероприятий связано пространство звучащей речи, к которому относятся и такие персонажи, как звуки - фонемы родного языка. Есть и другие «пространства»: природных стихий, математическое, пространство изображений – в детском саду даже висит карта этих пространств.

Среди праздников, которые «проживают» дети - Рождество, Святки, Солнцеворот, Масленица и другие, о них не просто рассказывают, но и показывают, как их принято отмечать. Так, в Рождество разыгрывают вертепное представление, в Святки дети разучивают и поют колядки, а на Крещение 19 января – разыгрывают стояние невест на иордани. Это древний русский обычай, когда невестам нужно было себя показать – надевали все свои лучшие наряды и выстраивались в цепочку. Причем девушки должны были стоять без рукавиц, а матушки ходили смотреть теплые ли у них руки, да хороши ли юбки, а жених должен был тайно одарить понравившуюся девушку, ей же об этом нельзя хвастать. Участие в таком обряде очень нравится детям.

С некоторыми традициями ребят знакомят в историко-этнографическом музее «Семенково» - в настоящей русской избе, где гостей-ребят встречает хозяюшка-крестьянка. Такая программа «Проживание по народному календарю», когда дети с родителями и воспитатели следуют традиционным праздникам, знакомятся с русской культурой через игру и воображение, помогает детям найти нужные внутренние ориентиры в жизни, сделать окружающий мир еще красочнее и интереснее, помогает воспитать ребят хорошими людьми.