12+

Вечера памяти В.А. Гаврилина


28 и 29 января 2010 года. Залы Вологодского музыкального колледжа и областной научной библиотеки. Вечера памяти В.А. Гаврилина.

В концерте 28 января приняли участие Мужской камерный хор, оркестр духовых инструментов города Вологды "Классик-модерн бэнд" и солисты государственной филармонии. Вела программу музыковед Елена Хорошина.

Как всегда, в дни памяти замечательного русского композитора - нашего земляка, звучали слова, обращенные к его личности и творчеству, ставшему заметным вкладом в сокровищницу мировой культуры. А главное - звучала музыка, год от года занимающая все большее место в художественном пространстве разных стран и народов.

В первом отделении концерта исполнялись 12 вокальных произведений, вкупе составивших яркий венок самых разных образов, состояний и настроений. Это были давно полюбившиеся слушателям песни и романсы: "Черемуха" и "Песня девушки" (солистки Л. Пилинская и Н. Похачевская), хоровые переложения известных произведений "Мама", "Повстречался сын с отцом", "Не бойся дороги", "Два брата", "Шутка"...

Мужской камерный хор в течение всех десяти лет, прошедших с момента кончины композитора, активно пропагандирует его музыку. Накоплен большой репертуар, есть немало удачных аранжировок. Совершено много поездок по России, в которых непременно звучат сочинения В. А. Гаврилина. Ныне этот коллектив - участник всех гаврилинских памятных дней и фестивальных мероприятий в Санкт-Петербурге. Таким образом, и к выступлению в родном городе хор был хорошо подготовлен, а его репертуар стал достойной данью памяти композитора.

Во втором отделении звучал Концертный оркестр духовых инструментов г.Вологды "Классик-модерн бэнд". В его программу тоже вошли новые переложения сочинений В. А. Гаврилина, первоначально предназначенных для фортепиано: "Мушкетеры" и "Тореодоры", а также известный "Батюшковский вальс" и популярные фрагменты из балета "Анюта".

Как музыкальное приношение памяти Гаврилина, оркестр исполнял произведения любимых им композиторов - Римского-Корсакова ("Шествие князей" из оперы-балета "Млада") и Свиридова (музыкальные иллюстрации к пушкинской "Метели").

До отказа заполненный зал музыкального колледжа без слов свидетельствовал о том, как любят в Вологде музыку композитора-земляка и какой глубокий интерес проявляют жители нашего города к выступлениям коллективов, исполняющих его сочинения.

Настрой вечера в рамках Университета культуры заранее определяли его название "Посиделки" и одноименная пьеса Гаврилина, выбранная в качестве музыкальной заставки. Он носил камерный, более задушевный и лирический характер. Вел вечер профессор Роберт Оганян, который - как известно - являлся соучеником Валерия Гаврилина по Ленинградской музыкальной школе-десятилетке. Вполне естественно, что его воспоминания о детстве и размышления о творчестве всегда окрашены в теплые тона личных впечатлений.

Роберт Александрович Оганян является художественным руководителем второй год работающего в нашем городе Университета культуры и одним из активных пропагандистов фортепианного творчества композитора Гаврилина. На прошедшем вечере, охарактеризовав в целом творчество Валерия Александровича, он прочитал ряд его высказываний "о музыке и не только" и исполнил как самые популярные, так и менее известные фортепианные произведения нашего земляка. В частности, прозвучали три пьесы из "Детской сюиты" и три сказки композитора на собственные тексты, Адажио из балета "Анюта", знаменитый "Батюшковский вальс"... Партнером Р.Оганяна при исполнении четырехручных сочинений выступила Екатерина Суханова.

В калейдоскопе неуловимо меняющихся музыкальных образов словно бы еще и еще раз подтверждались и неистощимость творческой фантазии исполнителя, и нераскрытые пока до конца возможности самой разной интерпретации музыки "этого удивительного Гаврилина".

А далее - научный сотрудник музея «Литература. Искусство. Век ХХ» Янина Труканавичуте рассказала о многих интересных событиях года 70-летия В. Гаврилина: экспозициях в Кадникове и Кубенском, презентации туристического маршрута по местам детства Валерия Александровича, конференциях, фестивалях, концертных программах в России и выступлениях известных исполнителей с произведениями В.А.Гаврилина за рубежом.

Создавалась убедительная картина встроенности наследия композитора, все годы творчества которого прошли в Северной столице, в музыкальное пространство разных городов и стран.

Элла Кириллова