12+

Галатея Александра Пестерева

Галерея современного искусства «Красный мост» умеет удивлять неординарностью и свежими тенденциями в искусстве. Вот и новый проект «След Галатеи» Александра Пестерева стал тому подтверждением. На открытие экспозиции 16 декабря 2010 года в галерее собрались как те, кто уже давно любит творчество художника, так и те, кто впервые знакомится с его работами. Ритм всему мероприятию задавала композиция, которую подготовили старший сын художника Сергей и его подруга: видеоарт, символизирующий тематику картин и скульптур, и музыкальное сопровождение ударами по думбеку. Сам инструмент вписался в общую тематику выставки.

Думбек – арабский барабан, распространенный в Египте, Турции и других странах Ближнего Востока. Египетский композитор и театральный деятель Дарвиш Сейид говорил, что во время игры надо прижимать думбек к левому боку, поскольку из левого ребра Адама бог создал Женщину – то великое чудо, которое нас вдохновляет, дарит любовь, страдания и жизнь. Не только очертания женского тела, но и саму ее стихию и страсть повторил собой этот барабан. Присутствие думбека на выставке было очень символично и уместно, ведь главным персонажем произведений Александра Пестерева как раз стала женщина, некий образ Галатеи – и скульптуры, и картины передают очертания женского тела.

В своей статье об экспозиции искусствовед Ольга Силина отметила: «Галатеи художника – это эстетизированные, духовные сущности, лишенные даже намека на физиологию и натурализм. Они сродни моментальным отпечаткам внутреннего состояния Александра Пестерева: появляются из ниоткуда и уходят в никуда. Спустя время их не повторить, и никогда не вернуться к ним вновь. В черно-белых графических композициях – трагизм женской природы и сопереживание ей. «Уходящая» Галатея становится своеобразным предметом исследования, объектом искусства, прекрасная в своем разрушении. На живописных полотнах, как правило, два предмета: раковина - раковина, раковина – тень, раковина – след пути. Два предмета – основание для драматургии: диалог – конфликт. Третий здесь лишний.

Если в женских торсах – доказательство жизни, ее праздник, ее отчаяние, то в раковинах свернувшееся в спираль время останавливается. Это воспоминание о чьей-то бывшей жизни, с потухшими любовью, агрессией и болью. Это больше не вибрирующий, клокочущий поток, это то, что от него осталось. И это оставшееся, некая застывшая субстанция, погруженная в окружающее ее пространство, срастается с ним, вызывая в памяти ассоциативные знаковые образы-напоминания – древний камень, след ушедшей в века невидимой, рожденной человеческой фантазией, Галатеи».

В работах Пестерева прослеживается яркая связь прошлого и настоящего, причем это прошлое втягивается в современность с помощью образов, символов. Никогда не уйдет в прошлое то, что всегда актуально, так и в этих картинах и скульптурах в основу взята сама актуальность жизни, женской природы, ее таинственной стихии. Автор словно приоткрывает завесу – именно приоткрывает, а не обнажает полностью, здесь лишь еле уловимые очертания, которые могут воплотить в сознании мысли и разжечь огонь размышлений о сущности жизни, ведь, по сути, женщина и есть жизнь: она ее дает, она вдохновляет, она понимает и помогает.

Александр Пестерев уже не первый раз представляет творческие проекты в галерее «Красный мост», и его новая выставка «След Галатеи» – это продолжение исканий автора и пластических, и духовных, в каждой работе он исследует часть человеческой души, состояние, и этот процесс затягивает и усложняет задачу художника.

С открытием выставки Александра Пестерева поздравили друзья и коллеги. Кандидат искусствоведения Мирра Даен давно знакома с художником и 15 лет назад готовила его выставку в Вологодском музее-заповеднике: «Александр всегда берет вечные темы: философии красоты, ее рождения, ее преобразования, он выводит красоту на космический уровень. И несмотря на то, что Пестерев отходит от реализма к модерну, абстракции, у него сохраняется любовь к классической технологии живописи, к материалу. И в этом я вижу его удивительную гармонию».

Председатель регионального союза художников Николай Мишуста подчеркнул: «Александр все время обращает на себя внимание тем, что рисует какую-то собственную планету, планету внутреннего мира, которая озаряется особенным светом. Современное искусство складывается, когда художник почувствует время и свое призвание, и Александру это удается. Он слушает свой внутренний голос и делает то, что ему близко, то, что он понимает. И его работы – это его стихи, его своеобразные вероисповедания».

Кроме коллег, художников и искусствоведов, с подарками пришли и давние друзья Александра Пестерева, так, актриса Вологодского камерного театра, заслуженная артистка РФ Ирина Джапакова приготовила музыкальный сюрприз.

На первом этаже галереи «Красный мост» представлен еще один проект – «Волк - изумрудное сердце» Петра Ловыгина, на третьем этаже – экспозиция из коллекции галереи. Все эти выставки будут работать до февраля 2011 года.

Ирина Сорокина