12+

Творческая встреча и круглый стол по проблемам древнерусского певческого искусства

17, 18 мая 2010 года в областной филармонии имени В. А. Гаврилина состоялись творческая встреча и круглый стол по проблемам древнерусского певческого искусства с профессором кафедры древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, кандидатом искусствоведения, заслуженным деятелем искусств Российской Федерации Альбиной Кручининой.

Лекции и мастер-классы по проблемам древнерусского певческого искусства ученых из Санкт-Петербургской консерватории и совместные обсуждения этого вопроса с вологодскими музыковедами, журналистами, любителями церковного пения стали яркими памятными моментами «Покровских встреч». Внимание доцента Е. А. Смирновой было сосредоточено на знаменной нотации и современном уровне ее расшифровки, а профессор А. Н. Кручинина детально излагала слушателям достоинства рукописного собрания Кирилло-Белозерского монастыря и вопросы современного использования в церковном обиходе и концертной практике самых древних, теперь уже расшифрованных рукописей.

В том и другом случае неоценимым оказалось участие Мужского камерного хора Альберта Мишина, художественно иллюстрировавшего непреходящую ценность того, что сохранили для нас эти рукописные памятники, и фактически осуществлявшего первое исполнение в ХХI веке песнопений ХVI столетия.

В лекции А. Н. Кручининой, проходившей в зале государственной филармонии 17 мая, скрупулезно анализировались сборники древних песнопений из собрания Кирилло-Белозерского монастыря, оставшиеся хранителями уникальных знаний и подчеркивались особенности всех экземпляров именно этой библиотеки. Каждый из них неповторим: переписчик вольно или невольно дополнял список опытом своего собственного служения. В каждом есть установка на особую красоту и благолепие монашеской жизни. Для нас эти рукописи как бы приоткрывают вход в иной мир, в сознание людей далеких от нас эпох.. Внимание ученых к собранию рукописей Кирилло-Белозерского монастыря объясняется особой полнотой и великолепной сохранностью библиотеки.

В круглом столе 18 мая принимал участие, пожалуй, более узкий круг лиц, но вологодскую культуру представляли специалисты, которых напрямую касаются проблемы продвижения знаменного пения в церковную и светскую концертную практику: заместитель начальника управления культурной политики Департамента культуры и охраны объектов культурного наследия Вологодской области Е. Доможирова, священнослужители - отцы Алексий и Сергий, музыковеды Е. Хорошина и Э. Кириллова, хормейстеры И. Ерахнович и О. Сыч, художественный руководитель фестиваля «Покровские встречи» А. Мишин, координатор просветительского цикла «Вологодские пенаты» Н. Серова, заведующая художественным отделом Вологодского музея-заповедника А. Глебова.

Состоялся предметный разговор «на равных» о фактах постепенного распространения знаменного пения в вологодских монастырях, технических сложностях для певческих коллективов его живого исполнения (фактически, пение по крюкам вживую сохранилось только в старообрядческих скитах, и профессор Кручинина, с юности погрузившись в эту тему, училась практическому освоению древней нотации именно у старообрядцев в Сибири). О том, что нужны посредники, т.е. исполнители, знающие секреты древнерусской системы записи. Нужна работа не только над сборниками Кирилло-Белозерского монастыря, но и над крюковыми рукописями, хранящимися в государственном музее Вологды, т.е. древнюю традицию церковного пения нужно возрождать всем миром, а для этого необходимы специальные семинары в музыкальных учебных заведениях, подготовка специалистов в Санкт-Петербургской консерватории на отделении древнерусского певческого искусства, нужны ноты и аудиозаписи, т.е. жизненно необходимо взаимодействие всех, кто заинтересован в решении этого вопроса.

Элла Кириллова, фото Ирины Сорокиной