После феерического открытия, от которого у вологжан остались разноречивые впечатления, языческого зрелища, представленного артистами греческого театра «Омма-студио» вечером 24 июня зрителям был показан спектакль Вологодского драматического театра «Эшелон».

Это многонаселённый спектакль. Волею судьбы совершенно разные люди оказались в одном вагоне– теплушке, увозящем их от угрозы гибели, от спокойной мирной жизни в неизвестную эвакуацию. Взрослые и дети по-разному относятся к обстоятельствам. Для детей это очередное удивительное приключение, для взрослых – испытание на прочность. У каждого из них была своя мирная жизнь, теперь началась одна на всех жизнь военная. Кто-то живёт только воспоминаниями о мирной жизни, кто-то рассчитывает на то, что «кривая вывезет», кто-то сохраняет в себе человеческое достоинство, помогая тем самым более слабым выработать адекватное отношение к ситуации. В спектакле нет, или почти нет, выспренних слов о долге, чести и совести в трудное время, герои не полемизируют о месте человека в обществе. Они просто живут, каждый по-своему переживая новую для себя повседневность, а именно это и является убедительным, подводя зрителя к выводу, что именно такими простыми людьми и держится наша земля, именно их неходульная, житейская стойкость даёт общее представление о народе.

Это как раз тот случай, когда из актёрского ансамбля трудно выделить кого-либо. Каждый из артистов убедительно создаёт характер своего героя, а все вместе они создают убедительный образ народа, на наших глазах переживающего тяжёлые потрясения и, даже если не знать хода истории, несомненно переживёт и выйдет с честью из трагической ситуации.

Постановщик спектакля «Эшелон» художественный руководитель театра Зураб Нанобашвили вместе с художником-постановщиком Виктором Рубинштейном создали для актёров благоприятную среду существования. Действие спектакля происходит на пяти площадках, что не только даёт артистам возможность испытывать разные чувства в зависимости от того, где происходит действие, но и физически ощущать то стеснённость теплушки, то простор прилегающей к железной дороге территории.

Обилие площадок вовсе не означает избыточную объёмность сценографического решения. Вагон, площадка, являющаяся как бы крышей над двумя выдвижными площадками, авансцена заполняют весь Консисторский двор Кремля. К сожалению, исторический антураж, который обрамляет внушительные декорации, так и остаётся антуражем, мало откликающимся на театральную конструкцию. Впрочем, почти натуральный вагон – главная часть конструкции,- сооружение, напоминающее то ли пакгауз, то ли задний двор железнодорожной станции, отвечает исторической архитектуре тем же самым.

Но главное в спектакле – жизнь человеческого духа. Театр, сделав свою сценическую редакцию широко известной пьесы Михаила Рощина, отказался от трагической концовки, где многие герои погибают, убедительно подтвердив истину, что война – это не только взрывы, пожары, гибель тысяч людей, но люди, которые вынуждены и приспосабливаться к трагическим условиям жизни, и сопротивляться им, и противостоять. Неслучайно на протяжении пьесы не один раз звучит фраза «великое противостояние». Она повторяется то серьёзно, то шутливо, то неуверенно, но с каждым её повторением видишь, как в обыкновенных, негероических людях крепнет чувство уверенности в своих силах, в том, что историческая правда на их стороне.

Из маленьких жизненных историй, даже, может быть, несвязанных между собой, складывается та общая история, которую позже назовут или великой или ничтожной. Главное, насколько действующие лица маленьких историй мужественны в минуты, дни, годы общественных потрясений. Герои спектакля «Эшелон» вологодского драматического театра делали большую историю.

Теги: Голоса истории
Алексей Сальников, театровед

Новости по теме