«Эшелон» - дорога в будущее

22 и 24 июня 2010 года в Консисторском дворике Вологодского кремля прошли показы спектакля «Эшелон» Вологодского областного драматического театра. К режиссеру спектакля Зурабу Нанобашвили журналисты накопили немало вопросов, которые они задали 25 июня в рамках заседания пресс-клуба. Разговор получился очень активным, интересным. Режиссер рассказал о подробностях замысла своего спектакля, а журналисты поделились своими впечатлениями о постановке.

Насколько Вам как режиссеру удалось показать то, что было задумано?

Интрига фестиваля в том, что наши вологодские театры должны представить на фестивале новые спектакли и обязательно на открытой площадке. И это правильно. Спектакли остальных участников уже показывали на других фестивалях, были обсуждения критиков, постановки завоевали награды. Мы, наш драматический театр и театр юного зрителя, можно сказать, рискуем. Это придает определенный шарм и остроту действу. А что удалось или не удалось, очень сложно судить, потому что работа над спектаклем продолжается столько времени, сколько идет сам спектакль. Так, постановка «Дом Бернарды Альбы» на сцене уже восемь сезонов, и я не могу сказать, что работа над ним завершена – постоянно что-то меняется. И эти два показа «Эшелона» очень отличаются друг от друга, здесь много влияют события извне: то колокол зазвонит, то пароход проедет. После этих двух встреч, что нам устроил зритель, очень хочется играть этот спектакль на стационаре, чтобы он не повторил судьбу «Братьев Карамазовых», который после фестиваля не попал на сцену театра. В любом случае мы работаем, в первую очередь, безусловно, к фестивалю, но никогда не забываем, для кого мы делаем спектакль, и в каком городе работаем, очень хочется сохранить этой постановке долгую жизнь.

Почему для своей постановки Вы выбрали именно эту пьесу?

Это очень хорошая пьеса, одна из немногих, что написаны на военную тему. В ней нет боевых сражений, но, в то же время, есть война, и она по-особому влияет на человека. Мы сделали акцент на самосознание людей, когда они объединяются в какое-то определенное общество после символических событий: после смерти старушки, после рождения ребенка они объединяются в семью, у них появляется позиция сопротивления, осмысления войны. До этого каждый был занят каким-то своим делом, они были по разные стороны. А общество складывается тогда, когда мы можем что-то вместе потерять и «родить» новое. Люди вырываются из мелочных бытовых проблем и начинают осмысливать настоящее. Ведь если не осмыслить правильно настоящее, не оценить его адекватно, у нас не будет будущего. Мы, конечно, изменили финал, нам не нужен взрыв, не нужно еще одно испытание, чтобы понять, что мы люди. Пьеса довольно патетичная в том плане, что эшелон все равно должен доехать, и доказательство этому то, что мы с вами живы.

Обе пьесы Рощина – «Эшелон» и «Вечно живые», которая идет у наших друзей в театре юного зрителя, – потрясающий материал, и обе они прежде всего о людях. Постановки выигрышные в том плане, что задействовано много актеров. Можно хорошо поработать с артистом, с пространством. Конечно, пьесы немного устарели по лексике, и мы попытались этот контраст показать картинками-иллюстрациями той жизни.

В вашей постановке можно найти очень много символичных вещей, так, например, в конце спектакля появляется образ иконы «Богоматерь Умиление» (Подкубенская), с чем связан ее выбор?

Это связано с логическим финалом, потому что у любого человека есть чувство веры, нам обязательно нужно во что-то верить. Мы родились уже христианами, и мы должны в это верить, чтобы сохранить вокруг себя очень чистую моральную атмосферу. Иначе все смешается. Здесь чувство веры переплетается с верой в человека. Мы старались, чтобы эти символы возникали внутри жизни.

Какова Ваша точка зрения на состояние театрального искусства в России?

Я не могу взять на себя такую ответственность – говорить об этом в масштабах России. Каждый человек должен заниматься своим делом, отвечать за свой фронт работы. И начинать нужно со своего театра. Мне не кажется состояние критичным, потому что даже в хороших театрах могут родиться «мертвые» спектакли. И мы не были исключением, и наши коллеги, что в этом городе, что в другом, удачи и неудачи есть всегда.

Зураб Анзорович, расскажите о ваших творческих планах.

Буквально сразу после фестиваля начинаются репетиции спектакля по комедии Рея Куни «Чисто семейное дело». Без таких ярких комедий, без кассовых спектаклей театр не живет. Премьера будет 15 октября. Затем я уезжаю в Череповец и начинаю там готовить «Вишневый сад», премьера которого состоится уже в декабре этого года. А в Вологду приглашаю молодого режиссера, который будет ставить спектакль по современной драматургии, этот вопрос решается в данный момент. У нас нет возможности отдохнуть – сегодня закончили спектакль, а завтра уже начинаем готовить новый. Мы не стоим на месте.

Ирина Сорокина

Теги: драмтеатр, Голоса истории

Новости по теме