Название спектакля московской студии Soundrama по форме напоминает название какого-нибудь музыкального произведения: Гоголь. Вечера. Часть первая. Так и представляется ведущая концерта где-нибудь в большом зале московской консерватории, что непререкаемым голосом объявляет: Бетховен шестая симфония, часть первая. И поди не исполни любимое народом произведение после такого «приговора».

…На открытой сцене спиной к зрителю дьячок то ли читает молитву, то ли проговаривает текст гоголевского произведения. Спокойно стоявшие в разных углах сцены парубки и дивчины после звучного аккорда синтезатора, пробегая мимо, выкрикивают дьячку (а, может, автору мистической истории «Майская ночь или Утопленница»?) по одному слову из лексикона Малороссии. Тот парирует переводом на русский язык. Перекличка постепенно переходит в общий хор, который создаёт атмосферу звукового единения. Эти звуковые всплески будут время от времени возникать на протяжении всего спектакля, напоминая о том, что все звуки, звучащие вокруг нас, являются неотъемлемой частью нашей жизни. Это то, что называется звуковой образ спектакля. В такие моменты он не персонифицирован, но, когда звучат голоса солистов, это подчёркивает индивидуальность каждого исполнителя. Палитра голосов актёров театра Soundrama чрезвычайно богата. От густого протодиаконовского баса до дисканта. Звуковой голосовой ряд спектакля настолько богат (причём актёры работают без фонограммы), что диву даёшься: как удаётся, почти беспрерывно двигаясь в быстром темпе, сохранять дыхание. Насыщена звуковая атмосфера спектакля «Гоголь. Вечера. Часть первая» звуками скрипки, виолончели, контрабаса, ударных и электронных инструментов. Почему я так подробно говорю об этом? Потому что, судя по всему, для режиссёра Владимира Панкова – это самое главное в его спектаклях. И надо отметить, что в спектакле, показанном на фестивале «Голоса истории», его принцип «саундрамы» мы ощутили во всём великолепии. Вы спросите: а как же Гоголь? Сюжет его повести из «Вечеров на хуторе близ Диканьки»? Уверяю вас, что даже те, кто давно не перечитывал «Майскую ночь», сразу вспомнят её перипетии, не только поймут сюжет, но и увидят характеры героев. Жаль только, что этот, пока один из самых ярких спектаклей фестиваля, показан за рамками конкурсной программы.

Теги: Голоса истории
Алексей Сальников, театровед

Новости по теме