«Ночевала тучка золотая» - так называется спектакль Национального молодежного театра Республики Башкортостан им. Мустая Карима из города Уфы. Перед показом 28 июня 2010 года представители театра встретились с журналистами. В пресс-конференции принимали участие режиссер-постановщик спектакля «Ночевала тучка золотая», лауреат республиканской молодежной премии имени Бабича Мусалим Кульбаев, заслуженная артистка РФ Людмила Воротникова (исполнительница роли Ольги Христофоровны Миллер в спектакле), народная артистка Башкортостана Ольга Мусина (исполнительница роли Регины Петровны), молодой и перспективный актер театра Андрей Максимов (исполнитель одной из главных ролей – Сашки Кузьмина).

И самый первый вопрос, адресованный непосредственно режиссеру, был о работе молодежного театра.

Мусалим Кульбаев: Наш театр является одним из самых молодых профессиональных театральных коллективов республики Башкортостан. Национальный молодежный театр был основан в 1989 году, двадцатый юбилейный сезон мы закрыли буквально на днях, 20 мая, большим ярким представлением. В театре работает две труппы – русская, где я главный режиссер, и башкирская труппа, которая параллельно с нашим участием в вашем фестивале «Голоса истории» находится в Санкт-Петербурге на большом празднике «Сабантуй». Театр изначально задумывался как двуязычный, в этом его оригинальность или даже эксклюзивность. И все эти 20 лет мы, чудесно друг друга дополняя, активно работаем. В театре постоянно идут спектакли обеих трупп, мы играем шесть дней в неделю за исключением понедельника. И очень часто у нас бывает не по одному спектаклю в день. В месяц у нас выходит приблизительно 33-35 спектаклей. Постановки идут на двух сценах – большой и малой. Вот этот спектакль «Ночевала тучка золотая» дома мы показываем на малой сцене, а на фестивалях – на большой. 31 января 2009 года состоялась премьера этого спектакля.

- Сама повесть Анатолия Приставкина была очень популярна в 80-90-е годы, а как вы считаете, затронутая в вашем спектакле тема актуальна на сегодняшний день?

Мусалим Кульбаев: тогда она была своевременна с точки зрения развенчания культа личности, всевозможных перегибов в особенностях национальной политики. А с точки зрения детства, которое проходит в невыносимых условиях войны, она, к сожалению, очень актуальна и сегодня. Мы ведь перед собой не ставили задачу реконструировать события 44-го года в предгорьях Кавказского хребта. У нас были совершенно другие цели. Вся суть спектакля в словах Федора Михайловича Достоевского: «Ничто в мире не стоит слезы ребенка».
Людмила Воротникова: эта постановка также связана с действиями в южной Осетии, потому что на Кавказе, к нашему сожалению, ничего не изменилось. И одна из проблем современного общества – терроризм, из-за которого, можно сказать, актуальность не затерялась, а отобразилась по-другому. И незащищенность от такой беды объединяет всех, кроме того самое сильное в этом объединении, конечно же, дети. Тем не менее, спектакль интересен всем, у нас в городе очень трудно на него достать билеты.

- А где еще вы показывали свой спектакль?

Мусалим Кульбаев: мы его играли в Москве в Центре Мейерхольда, в Йошкар-Оле в Академическом русском театре имени Константинова, играли в Башкортостане в разных городах, на разных сценах. С этим спектаклем мы участвовали в фестивале «Маска Плюс», в фестивале русских театров национальных республик «Мост дружбы», проходившем в Йошкар-Оле, где он был признан лучшим спектаклем. Собираемся поехать на «Золотую репку» в Самару. И у нас в республике есть фестиваль «Театральная весна», где мы взяли многие призы - за лучший спектакль, за лучшую режиссуру, лучшую мужскую роль, лучшую женскую роль.

- В чем особенность работы над ролью в этом спектакле?

Андрей Максимов: У этого спектакля уникальная атмосфера. И одна из главных особенностей, что он ставится на камерной сцене, для 80-ти человек – именно столько мест у нас в малом зале. Для нас ценность этого спектакля в том, что он очень близок к нам. Буквально создается единое дыхание актеров со зрителями.
В этом спектакле нужно очень достоверно существовать, фальшивить нельзя. Вот мне, взрослому мужчине, нужно сыграть одиннадцатилетнего мальчишку.
Очень много зависит от площадки. Само собой, чем она больше, тем больше затрачивается энергии. Приходится форсировать звук, органика абсолютно другая получается.

Ольга Мусина: На малой сцене можно разговаривать шепотом, и эта интимность имеет очень большое значение. Спектакль тихий, лишенный пафоса. Первоисточник очень трепетный, и спектакль получается пронзительным. Среди нас нет никого, кого бы что-то не задело в нем.

Андрей Максимов: Так как у нас театр молодежный, то мы активно сотрудничаем с министерством образования и отделом по делам молодежи. И мы часто проводим различные благотворительные акции именно для детей-сирот, детей с ограниченными возможностями. У нас проходят встречи в театре, и мы сами ездим в интернаты, специализированные школы.

Людмила Воротникова: С этим спектаклем у нас появилась добрая традиция – мы вместо цветов предлагаем зрителям принести игрушки, книги, которые потом передаем в интернаты. Эта акция так и называется – «Игрушки вместо цветов».

Ирина Сорокина

Теги: Голоса истории

Новости по теме