Классическое название всегда привлекает внимание в фестивальной афише. В этом году есть в ней и Чехов. Это «Вишнёвый сад» Львовского духовного театра «Воскресение». По словам художественного руководителя театра Я. Федоришина, духовность для львовян – это следование лучшим образцам классики. А в таком случае как обойтись без Чехова? Вот какого Чехова мы увидели.
…Шумная встреча на вокзале приезжающей в родные места Раневской. Все персонажи
наперебой её приветствуют, бросая к ногам ветки цветущей вишни. Потом играючи
перекидывают неисчислимое количество чемоданов с высокого подиума вниз, кружатся
вместе с ней в торжественной пляске. Музыка гремит не умолкая, один стиль
сменяет другой. Лопахин поднимает Раневскую на руки, крутит её вокруг себя. Он,
похоже, больше других радуется её приезду. Затем наступает мистический момент:
зажигаются факелы. Каждый персонаж держит над головой по пять факелов, чад и
чёрный дым стелются над сценой. Вообще эмоции ярче всего проявляют Раневская и
Лопахин, изредка можно увидеть лучащееся беспросветным счастьем лицо Ани, Петя
Трофимов время от времени пробивается к Раневской и тогда на его лице появляется
блаженная улыбка… Время от времени шумную музыку перекрывают цитаты из пьесы. И
это не только напоминание, что фантазии постановщика всё-таки связаны с
чеховской пьесой. Это как всплытие на поверхность после ныряния на глубину,
чтобы глотнуть свежего воздуха. Воздуха должно хватить всем: чеховские цитаты
звучат на трёх – украинском английском и русском – языках как минимум. Иногда к
этим вариантам прибавляются и другие переводы (по крайней мере, два раза я
услышал ещё и польскую речь). Всё действие пересказывать, наверное, нет смысла.
Хотя и длится оно всего час, но пересказ всегда длиннее. Скажу только ещё о
расхаживании празднично разодетой компании хозяев и гостей на ходулях по
цветущему вишнёвому саду. Неспешно, мило беседуя друг с другом, но с чувством
грусти: и персонажи, и зрители знают, что это последняя прогулка по саду.
Можно по-разному воспринимать «Вишнёвый сад» львовского театра. Предвижу резкое:
«Это не Чехов!». А почему – нет? Атмосфера пьесы ощущается ясно, эмоций
достаточно. Может быть, это и есть то самое новое, что придаёт не только новое
звучание классической пьесе, но и открывает возможности для её открытия
зрителями новых поколений? Уже после спектакля узнал, что играют львовяне его на
площадях разных стран мира – от Испании до Кореи, где, как вы понимаете,
случайных зрителей может быть едва ли не больше, нежели почитателей и
драматического искусства, и Чехова, и этого конкретного театра.
В репертуаре театра «Воскресение» два «Вишнёвых сада»: есть классическая
постановка, в добрых старых традициях реалистического театра и площадное
действо. То, что и было показано в Вологде. Может на следующий фестиваль
пригласить львовский театр ещё раз?