30 июня в рамках работы пресс-клуба X Международного театрального фестиваля «Голоса истории» состоялась встреча с художественным руководителем Новгородского академического театра драмы им. Ф. М. Достоевского и режиссером постановки «Александр Невский» Сергеем Морозовым.

– Мы знаем, что в вашем городе очень часто практикуются такие масштабные постановки, как «Александр Невский». С чем это связано?

– Такая практика действительно есть, Великий Новгород - один из самых древнейших городов России. К созданию масштабных постановок есть несколько причин. Одна из них – сама новгородская земля, ее история, события, которые происходили на ней. Уважающий себя новгородец много знает, читает. Каждый год у нас проходят археологические раскопки. Интерес к истории огромный. Плюс само здание нашего театра очень внушительное, стоит на берегу реки, с глубокой сценой, большим залом – органично включает в себя масштабные постановки.
Площадка Консисторского двора не позволила нам привезти все декорации, к примеру, купол – скрепляющий центр всех декораций, в нем было сосредоточено множество световых приборов. Но символично, что вместо нашего бутафорского купола в спектакле будут участвовать купола настоящей Софии.

– Как вы отнеслись к тому, что в прошлом году личностью-символом нации в рамках проекта «Имя России» был выбран Александр Невский?

– Мы восприняли это как дополнительную бесплатную рекламу нашему спектаклю (смеется). Если серьезно, этот выбор достаточно оправдан, можно по-разному относиться к этой исторической личности. Есть мнение, что он был агентом орды и прочее. Но жить в постоянных «ножницах», сохраняя жизни людей, понимая, что на какие-то уступки со своей совестью нужно идти – это сложно. Но факт остается фактом – Новгородская земля не была разрушена.

– Были сложности с выбором главного героя?

– Да, были сложности, поэтому я и взял на себя такую ответственность – играть Александра Невского самому. Хотя я прав и не прав, говоря так. В спектакле три Невских – ребенок, молодой воин и тот, кто собственно и ведет все действие. Мне нужен был актер, я думал, смотрел, выбирал, причем не шел за внешним стереотипом. Кто-то говорит, что он был статным, русым, кто-то – маленьким татарином… На площадке режиссер и актеры неравноправны, хотя у меня помимо режиссерского есть и актерское образование. Также и Невский отличается от всех, есть субординация. Эта разница в отношениях, на мой взгляд, сработала в плюс спектаклю.

– Работа в такой роли накладывает отпечаток на актера?

– Внешне особенно нет. Играя в этом театральном сезоне Невского, я ищу ответы и на свои вопросы, решаю свои проблемы. Это мне помогает в жизни.

– Это Ваша обычная практика: ставить спектакль и играть в нем?

– Нет, в новгородском театре я не играю, это моя первая работа. Были работы в костромском театре, пару ролей в кино…

– В вашем спектакле яркие, красочные костюмы. А кольчуги, мечи – настоящие?

Я расскажу вам такую историю. Однажды, много лет назад, я познакомился с председателем «Голосов истории» Алексеем Вадимовичем Бартошевичем. У нас состоялся разговор наедине по поводу моего спектакля по Шекспиру. Я спросил у него, видного шекспироведа:
– Вы-то мне скажите, был Шекспир или нет? А если был, то кто?
– А вам, Сережа, обязательно это знать?
– Наверное, нет.
– Ну вот на этом и закончим.
Если у зрителя создается ощущение, что все настоящее – значит так и есть.

– Как восприняли спектакль зрители вашего города?

– Мы выпускали спектакль в дни юбилейных торжеств – празднования 1150-летия города. И я понимал, что во время юбилея будет много гостей, два-три аншлага нам обеспечены. Но, могу похвастаться, что спектакль стал очень популярным. Многие мои знакомые посмотрели его не раз.

– У нас в Великом Новгороде ежегодно проводится премия «Гвоздь сезона», это народная премия, голосуют только зрители, в рамках голосования мы выбираем лучшего актера, актрису и спектакль. Несмотря на то, что в прошедшем сезоне помимо «Александра Невского» мы выпустили хорошую мелодраму, комедию и трогательный спектакль о войне, плюс экспериментальный спектакль, «гвоздем» стал именно «Александр». Город отнесся к постановке внимательно и трепетно.

– На Ваш взгляд, спектакли-развлечения менее интересны? Зрителю необходимы именно серьезные постановки?

– Все должно быть в меру. Это не мои слова, что театр должен помогать людям жить. Причем людям, находящимся по обе стороны рампы. Да, наш спектакль красочный, но это не шоу ради шоу, мне такое неинтересно. Важна смысловая нагрузка, нравственная опора. Но театр не имеет права вскрывать проблемы, не давая надежды на выход из них.

– На ваш взгляд, государство должно помогать таким постановкам, как «Александр Невский»?

– Если бы я мог устроить овации, я бы это сделал. Поддержка Министерства культуры РФ есть, благодаря ей мы смогли приехать на ваш фестиваль. Вне зависимости от того, как мы выступим, для нас важно, что театр стал гостем «Голосов истории». Это гордость для театра. Еще у нас была идея проехаться со спектаклем от Нижнего до Великого Новгорода или по местам, где княжил Александр Невский.

– Что Вы хотели донести до зрителя как режиссер и актер?

– Мои знакомые, семейная пара, оба украинцы, но довольно давно живут в Великом Новгороде, рассказывали, что дочь, вернувшись после просмотра «Александра Невского», сказала: «Горжусь, что я новгородка». Я считаю, что сверхзадача спектакля, по крайней мере, для этого конкретного человека, выполнена.

Вечером в Консисторском дворике состоялся показ спектакля «Александр Невский». Постановка очень гармонично вписалась в архитектурный ансамбль Вологодского кремля, и действие происходило в прямом смысле «под стенами Святой Софии», буквально соответствуя словам персонажей.

Анна Клепиковская,
фото Анны Клепиковской, Натальи Кожевниковой

Теги: Голоса истории

Новости по теме