30 июня 2010 года в рамках фестиваля «Голоса истории» продолжил свою работу
проект «Новая историческая пьеса». Для ознакомления и обсуждения в этот день
были предложены произведения Юрия Клавдиева «Развалины» и Вячеслава
Дурненкова «Экспонаты».
Пьесу Юрия Клавдиева в постановке режиссера Руслана Маликова зрители, журналисты
и критики смотрели в зале вологодского Дома актера. Её сюжет посвящен одному из
самых трудных периодов ленинградской блокады – декабрю 1941 года. На фоне
бедствий всего города, голода и бомбежек происходит своеобразное противостояние
практичной и приспособленной к любым жизненным обстоятельствам крестьянки М. И.
Развалиной и интеллигента И. А. Ниверина. Автор предлагает две модели
человеческого выбора, о которых не может не задуматься и современный зритель.
Оба главных героя стремятся спасти от голодной смерти детей и внуков, но пути их
к выживанию различны...
Произведение Юрия Клавдиева привлекло внимание зрителей как глубоко реалистичной
ситуацией, так и хорошо представленным драматическим конфликтом. Интерес к
действию пьесы, несомненно, подогревался и удачным составом исполнителей, в
котором детские роли были поручены участникам Студии молодого актера при
культурном центре «Чайка», а текст за взрослых героев интерпретировали Сергей
Герасимов и Марина Мизина.
Пьеса Вячеслава Дурненкова «Экспонаты», представленная большой группой
вологодских актеров и гостей фестиваля «Голоса истории», была подготовлена к
показу режиссером Алексеем Жиряковым и демонстрировалась в камерном зале театра
кукол «Теремок». Она уже получила полноправное признание в конкурсе современных
пьес и успешно идет на сценах драматических театров ряда российских городов.
Режиссер и исполнительский коллектив провели большую подготовительную работу,
тщательно выстроили мизансцены, поэтому слово «читка» уже мало вязалось с тем,
что было в итоге представлено зрителям. Действие захватывало парадоксальностью
ситуации, противостоянием семьи Морозовых, члены которой готовы стать ряжеными,
чтобы изображать для туристов старый русский быт, и семьи Зуевых, не желающей
менять свой образ жизни. В ярком драматургическом материале не потерялись
отдельные городские персонажи и молодая пара влюбленных Роман и Валя. А все
действие пьесы, хорошо поставленное и тонко иронично сыгранное, несомненно,
многое открывало и в жизни нашего родного города, и лично в каждом из нас.
Итогом работы творческих лабораторий стал круглый стол на тему «Историческая
пьеса сегодня: путешествие в прошлое или способ понять настоящее?». В его
заседании приняли участие консультант Отдела театрального искусства Министерства
культуры РФ Ольга Свешникова, драматург-режиссер Михаил Угаров и молодые
драматурги Вадим Леванов, Елена Гремина, Максим Курочкин. Сначала они ответили
на вопросы зрителей. Что испытывает автор, приступая к работе над исторической
темой? Каково соотношение фактов и фантазии драматурга в исторических пьесах?
Кто он – герой нашего времени и герой истории?
Каждый участник круглого стола высказал свое отношение к теме, но в разных
суждениях прослеживалась основная мысль о том, что написание исторической пьесы
– процесс интересный и необычайно трудоемкий, связанный с изучением большого
числа источников, что герой «приходит» к автору как бы спонтанно, но как
правило, это «человек, внезапно осознавший реальность», а целью повествования
становится судьба человека на историческом фоне.
В выступлениях Владимира Аринина, Людмилы Якушевой, Владимира Липовецкого,
Сергея Белова, Светланы Патапенко и других поднимались вопросы определения
специфики жанра исторической пьесы, рассказывалось о спектаклях, уже
поставленных на Вологодчине и пока ждущих своего часа, о поисках героя нашего
времени в далеком прошлом, наконец, о большом просветительском потенциале
исторических пьес.
Своеобразным итогом двух дней чтений и выводом из многих суждений стало
выступление Галины Фалалеевой, начальника сектора искусства и образования
управления культурной политики Департамента культуры и охраны объектов
культурного наследия области. Она отметила большой интерес к проекту среди
актеров, любителей театра и журналистов Вологды, ценность представленного
материала, разнообразие и богатство творческих личностей драматургов и
режиссеров и высказала пожелание о продолжении проекта на будущих фестивалях
«Голоса истории».