30 июня 2010 года в рамках фестиваля «Голоса истории» продолжил свою работу проект «Новая историческая пьеса». Для ознакомления и обсуждения в этот день были предложены произведения Юрия Клавдиева «Развалины» и Вячеслава Дурненкова «Экспонаты».

Пьесу Юрия Клавдиева в постановке режиссера Руслана Маликова зрители, журналисты и критики смотрели в зале вологодского Дома актера. Её сюжет посвящен одному из самых трудных периодов ленинградской блокады – декабрю 1941 года. На фоне бедствий всего города, голода и бомбежек происходит своеобразное противостояние практичной и приспособленной к любым жизненным обстоятельствам крестьянки М. И. Развалиной и интеллигента И. А. Ниверина. Автор предлагает две модели человеческого выбора, о которых не может не задуматься и современный зритель. Оба главных героя стремятся спасти от голодной смерти детей и внуков, но пути их к выживанию различны...

Произведение Юрия Клавдиева привлекло внимание зрителей как глубоко реалистичной ситуацией, так и хорошо представленным драматическим конфликтом. Интерес к действию пьесы, несомненно, подогревался и удачным составом исполнителей, в котором детские роли были поручены участникам Студии молодого актера при культурном центре «Чайка», а текст за взрослых героев интерпретировали Сергей Герасимов и Марина Мизина.

Пьеса Вячеслава Дурненкова «Экспонаты», представленная большой группой вологодских актеров и гостей фестиваля «Голоса истории», была подготовлена к показу режиссером Алексеем Жиряковым и демонстрировалась в камерном зале театра кукол «Теремок». Она уже получила полноправное признание в конкурсе современных пьес и успешно идет на сценах драматических театров ряда российских городов.

Режиссер и исполнительский коллектив провели большую подготовительную работу, тщательно выстроили мизансцены, поэтому слово «читка» уже мало вязалось с тем, что было в итоге представлено зрителям. Действие захватывало парадоксальностью ситуации, противостоянием семьи Морозовых, члены которой готовы стать ряжеными, чтобы изображать для туристов старый русский быт, и семьи Зуевых, не желающей менять свой образ жизни. В ярком драматургическом материале не потерялись отдельные городские персонажи и молодая пара влюбленных Роман и Валя. А все действие пьесы, хорошо поставленное и тонко иронично сыгранное, несомненно, многое открывало и в жизни нашего родного города, и лично в каждом из нас.

Итогом работы творческих лабораторий стал круглый стол на тему «Историческая пьеса сегодня: путешествие в прошлое или способ понять настоящее?». В его заседании приняли участие консультант Отдела театрального искусства Министерства культуры РФ Ольга Свешникова, драматург-режиссер Михаил Угаров и молодые драматурги Вадим Леванов, Елена Гремина, Максим Курочкин. Сначала они ответили на вопросы зрителей. Что испытывает автор, приступая к работе над исторической темой? Каково соотношение фактов и фантазии драматурга в исторических пьесах? Кто он – герой нашего времени и герой истории?

Каждый участник круглого стола высказал свое отношение к теме, но в разных суждениях прослеживалась основная мысль о том, что написание исторической пьесы – процесс интересный и необычайно трудоемкий, связанный с изучением большого числа источников, что герой «приходит» к автору как бы спонтанно, но как правило, это «человек, внезапно осознавший реальность», а целью повествования становится судьба человека на историческом фоне.

В выступлениях Владимира Аринина, Людмилы Якушевой, Владимира Липовецкого, Сергея Белова, Светланы Патапенко и других поднимались вопросы определения специфики жанра исторической пьесы, рассказывалось о спектаклях, уже поставленных на Вологодчине и пока ждущих своего часа, о поисках героя нашего времени в далеком прошлом, наконец, о большом просветительском потенциале исторических пьес.

Своеобразным итогом двух дней чтений и выводом из многих суждений стало выступление Галины Фалалеевой, начальника сектора искусства и образования управления культурной политики Департамента культуры и охраны объектов культурного наследия области. Она отметила большой интерес к проекту среди актеров, любителей театра и журналистов Вологды, ценность представленного материала, разнообразие и богатство творческих личностей драматургов и режиссеров и высказала пожелание о продолжении проекта на будущих фестивалях «Голоса истории».

Теги: Голоса истории
Элла Кириллова

Новости по теме