Обилие семейных историй – отличительная черта 10-го фестиваля «Голоса истории». В спектакле «Московский хор» по пьесе Л. Петрушевской Академического Малого драматического театра – театра Европы из Санкт-Петербурга мы увидели семейную историю 50-х годов.

… На сцене нагромождение мебели. Здесь и кровать, на которую надо взбираться, ступая на стул, а затем на стол, детская коляска, чемоданы, которые некуда спрятать, платяной шкаф, горка, пианино. На большом пространстве сцены драматического театра конструкция занимает немного места, тем самым подчёркивая компактность и необыкновенную вместимость старой квартиры. Живёт в этой квартире большая семья: Лика, её сын Александр с женой и детьми, племянница Лики. Но есть ещё возможность выделить место для репетиции самодеятельного хора, который готовится к Международному фестивалю молодёжи и студентов. Тогда в квартире становится уж совсем тесно. К тому же к Лике вместе со второй дочерью приезжает сестра, долгое время жившая вдали от Москвы. Суетность и раздражённость с течением действия растут…

Наверняка, многим памятна атмосфера коммунальной квартиры, памятно, как много конфликтов рождается среди жильцов. Драматурга Л.Петрушевскую можно назвать специалистом по описанию жизни коммунальных квартир. Зачастую после прочтения её рассказов остаётся тяжёлый осадок, безысходность существования в таких обстоятельствах. Театру удалось избежать безысходности. Спектакль доказывает, что и в таких условиях возможно сохранять человеческое достоинство, избегать дрязг и сглаживать внезапно вспыхивающие конфликты. Именно на долю главной героини спектакля – Лики – ложится эта задача. Впрочем, она возложила эту задачу на себя сама, не сетуя на то, что вынуждена этим заниматься. В исполнении народной артистки России Татьяны Щуко эта роль становится действительным центром спектакля. То властным окриком, властным жестом, то ироничным замечанием Лика удерживает в своих руках управление большой семьёй. Только в один момент она теряется: когда милиционер допрашивает её дочь с подозрением на кражу. И становится боязно: вдруг она не выдержит очередного свалившегося на её плечи испытания. Ведь тогда весь мир может обрушиться…

Нельзя не сказать, как Татьяна Владимировна Щуко связана с Вологдой. Прима вологодского театра Марина Щуко – её сводная сестра. Судя по-всему, они не встречались. Но в этот приезд Татьяна Щуко после первого спектакля пришла к дому, где жила её сестра. Пришла с цветами, которые только что её вручили зрители, и возложила их к мемориальной доске. К тому же Татьяна Щуко играла в памятном многими вологжанами телефильме Петра Фоменко «На всю оставшуюся жизнь». Фильм этот, написанный по повести Веры Пановой «Спутники», рассказывает о фронтовом санитарном поезде, который формировался в нашем городе. Может быть, именно в годы, когда шла работа над фильмом Татьяна Щуко и побывала впервые в нашем городе?

Алексей Сальников, театровед

Новости по теме