Вот и перевернута последняя страница дневника Х Международного театрального
фестиваля «Голоса истории». 2 июля состоялась церемония награждения
победителей конкурсной программы.
На закрытие фестиваля в Консисторском дворике Кремля собрались все те, кто за
эти 10 дней стали друг другу практически родными: это и благодарные зрители,
которые стоя аплодировали на каждом спектакле, и артисты, что выкладывались в
своей работе максимально, и организаторы театрального праздника, – словом, одна
большая семья.
«Голоса истории» – это не просто название фестиваля, это его основная тема,
которая находит свое воплощение, прежде всего, в органичном соединении
театрального искусства и особой историко-архитектурной среды нашего древнего
города. И главное в спектаклях фестиваля – осмысление отечественной истории как
самими актерами, так и зрителями, которых, без сомнения, не оставила
равнодушными ни одна постановка. Особенно важно, что X юбилейный фестиваль
«Голоса истории» был посвящен 65-летию Великой Победы.
К своему юбилею фестиваль добился хороших результатов, зарекомендовав себя в
театральной среде не только нашей страны, но и за рубежом. За 20 лет
существования фестиваля в его конкурсной программе приняли участие 56 театров из
разных городов.
Председатель оргкомитета фестиваля, первый заместитель Губернатора Вологодской
области Иван Поздняков поздравил всех с удачным завершением: «Юбилейный
фестиваль, которого мы все очень ждали, получился ярким праздником и займет
достойное место в театральной истории не только нашего города. Впервые в этом
году на «Голосах истории» было представлено такое удивительное созвездие
театров. Наш фестиваль – это сконцентрированная человеческая страсть в период
этих 10 дней премьерных и конкурсных спектаклей. И глядя на игру актеров, ощущая
все перипетии жизни их героев, мы в эти дни испытали самые разные чувства от
любви до ненависти, от семейных переживаний коммунальной квартиры, до восприятия
проблем мирового масштаба. Я думаю, это благодаря кропотливой, серьезной работе
экспертного совета, который так удачно подобрал эти спектакли. Хочется сказать
спасибо всем, кто принимал участие в подготовке этого масштабного проекта.
Планка фестиваля, наверное, впервые была настолько высокой. Многие театры были
для нас просто открытием, мы увидели высокое мастерство, что таится в провинции
России. И я уверен, что впереди нас ждет много ярких интересных фестивалей».
Заместитель председателя оргкомитета фестиваля, начальник Департамента культуры
и охраны объектов культурного наследия области Валентина Рацко к словам Ивана
Позднякова добавила: «Этот фестиваль особый. Алексей Вадимович Бартошевич
попросил, чтобы не было дождя – и ни одного дождя в истории этого фестиваля не
было. Захотели интриги в фестивальные дни – состоялся этот ураган. Потерялся
фургон с костюмами и декорациями Большого драматического театра, но от этого, на
мой взгляд, спектакль ничего не потерял, а наоборот, раскрыл что-то новое в
постановке, ярче продемонстрировал мастерство актеров. Было немало таких
неожиданностей, которые открыли фестиваль по-новому, сделали его совершенно
необычным».
Всем коллективам вручили благодарственные письма, дипломы участников Х
юбилейного Международного театрального фестиваля «Голоса истории» и памятные
подарки – кружевное панно «Снежинка».
Председатель Вологодского отделения Союза театральных деятелей России Борис
Гранатов и сатирик Вадим Жук тоже отметили особенности этого театрального
фестиваля, причем в стихах, и даже придумали свои шуточные номинации.
А после шуточного награждения началось настоящее. Специальные призы Главы города
Вологды Евгения Шулепова были вручены коллективу Большого драматического театра
имени Г. А. Товстоногова за спектакль «Мария Стюарт» и коллективу Академического
Малого драматического театра – Театра Европы за спектакль «Московский хор».
Перед награждением самых главных призов фестиваля «Голоса истории» председатель
жюри Алексей Бартошевич отметил: «Без всяких сомнений можно сказать, что «Голоса
истории» постепенно становятся одним из лучших театральных фестивалей России. И
я хочу сказать слова благодарности не только организаторам фестиваля, а прежде
всего изумительной вологодской публике. Дело не только в гостеприимстве и
энтузиазме, с какими встречали каждый спектакль фестиваля, а прежде всего, дело
в чуткости восприятия постановок: как вы слушаете, как вы смотрите спектакли, и
не важно, чьи они – вологодские, российские или гостей из-за рубежа. Это все
очень хорошо чувствуется в созданной особой атмосфере.
А если говорить о конкурсе, то у нас, жюри, с выбором победителя трудностей не
возникло, мы не спорили, и даже не голосовали, потому что не было необходимости,
мы всякий раз приходили к единодушному мнению».
За постановки на открытых площадках премии Х Международного
театрального фестиваля «Голоса истории» получили:
Премию имени А. П. Свободина «За раскрытие средствами театра исторического
события» - Вологодскому ордена «Знак Почета» государственному Драматическому
театру за спектакль «Эшелон», режиссер Зураб Нанобашвили.
Премию имени А. В. Семенова «За освоение средствами театра
историко-архитектурной среды» - «Ведогонь-театру», г. Зеленоград за спектакль
«На дне», режиссер Александр Кузин.
Премию «За раскрытие поэзии чеховской пьесы в системе театра пространственных
метафор» - Львовскому академическому духовному театру «Воскресiння» за
спектакль «Вишневый сад», режиссер Ярослав Федоришин.
За постановки на закрытых площадках дипломами и премиями Х Международного
театрального фестиваля «Голоса истории» были награждены:
«За человечность толкования Отечественной истории» - Национальный молодежный
театр Республики Башкортостан имени Мустая Карима со спектаклем «Ночевала тучка
золотая», режиссер Мусалим Кульбаев.
«За тонкость, юмор и сострадательность к человеку в перипетиях нашей истории» -
Коми-Пермяцкий национальный ордена «Знак Почета» драматический театр им. М.
Горького со спектаклем «Саня, Ваня, с ними Римас», режиссер Сергей Андреев.
Также Сергею Андрееву Алексей Бартошевич вручил специальный приз
председателя жюри – книгу об итальянском Ренессансе.
Завершилась церемония закрытия фестиваля веселым театральным капустником, в
котором участвовали актеры различных театров России.
После церемонии председатель жюри Алексей Бартошевич ответил на вопросы
журналистов.
– Чем отличается этот фестиваль от предыдущих?
– Мне кажется, отличается качеством спектаклей, это во многом благодаря работе
экспертного совета. Я даже не предполагал, что в каком-то далеком Кудымкаре
рождается такое утонченное, безошибочное, абсолютно честное искусство. А для
чего еще нужен фестиваль? Чтобы о таких вещах узнавать, открывать их.
Большинство спектаклей фестиваля были простодушны в том прекрасном смысле, в
каком и должен быть простодушен и наивен театр. Эти постановки были абсолютно
лишены цинизма, разрушительного скепсиса, хотя они говорили о вещах в нашей
истории трагических и страшных. Вот то, что можно назвать простым словом
«человечность». Вот это, мне кажется, отличало очень многие спектакли этого
фестиваля.
– Какие вы видите тенденции развития фестиваля?
– Во-первых, в будущем, я думаю, та часть фестиваля, что происходит в
традиционных помещениях, должна быть больше и совсем не должна считаться
второстепенной. Это два направления фестиваля, развивающиеся на абсолютно равных
основаниях.
– Почему вы настаиваете на развитии именно этой конкурсной составляющей –
спектаклей на закрытых площадках?
– Я не то, чтобы настаиваю, просто думаю, что это равные вещи. Во-первых, я
считаю, что фестиваль должен быть более разнообразен по форме, при этом
спектакли под открытым небом лежат в основе его специфики. Но мне кажется, что
нужно искать и пространственные, и жанровые разнообразия, а не только
ограничиваться замечательной архитектурно-исторической средой. Посмотрите, какие
хорошие спектакли были показаны в закрытых помещениях на этом фестивале.
– А в каком направлении должен происходить поиск спектаклей под открытым
небом?
– Мне кажется, нужно развивать ту составляющую фестиваля, которая посвящена
большой классической драме, построенной на историческом материале, в открытом
пространстве. Например, «Персы» Эсхила – это первая историческая драма в истории
театра. Как бы замечательно смотрелась такая постановка в открытом пространстве,
для которого она, собственно говоря, и была создана. «Царь Эдип», с другой
стороны, шекспировские хроники – это тоже исторические драмы, они тоже писались
для открытой сцены. Они во многом бы выигрывали именно на открытом пространстве.
Можно много назвать таких примеров.