12+

«Голоса истории»: Церемония награждения

Вот и перевернута последняя страница дневника Х Международного театрального фестиваля «Голоса истории». 2 июля состоялась церемония награждения победителей конкурсной программы.

На закрытие фестиваля в Консисторском дворике Кремля собрались все те, кто за эти 10 дней стали друг другу практически родными: это и благодарные зрители, которые стоя аплодировали на каждом спектакле, и артисты, что выкладывались в своей работе максимально, и организаторы театрального праздника, – словом, одна большая семья.

«Голоса истории» – это не просто название фестиваля, это его основная тема, которая находит свое воплощение, прежде всего, в органичном соединении театрального искусства и особой историко-архитектурной среды нашего древнего города. И главное в спектаклях фестиваля – осмысление отечественной истории как самими актерами, так и зрителями, которых, без сомнения, не оставила равнодушными ни одна постановка. Особенно важно, что X юбилейный фестиваль «Голоса истории» был посвящен 65-летию Великой Победы.

К своему юбилею фестиваль добился хороших результатов, зарекомендовав себя в театральной среде не только нашей страны, но и за рубежом. За 20 лет существования фестиваля в его конкурсной программе приняли участие 56 театров из разных городов.

Председатель оргкомитета фестиваля, первый заместитель Губернатора Вологодской области Иван Поздняков поздравил всех с удачным завершением: «Юбилейный фестиваль, которого мы все очень ждали, получился ярким праздником и займет достойное место в театральной истории не только нашего города. Впервые в этом году на «Голосах истории» было представлено такое удивительное созвездие театров. Наш фестиваль – это сконцентрированная человеческая страсть в период этих 10 дней премьерных и конкурсных спектаклей. И глядя на игру актеров, ощущая все перипетии жизни их героев, мы в эти дни испытали самые разные чувства от любви до ненависти, от семейных переживаний коммунальной квартиры, до восприятия проблем мирового масштаба. Я думаю, это благодаря кропотливой, серьезной работе экспертного совета, который так удачно подобрал эти спектакли. Хочется сказать спасибо всем, кто принимал участие в подготовке этого масштабного проекта. Планка фестиваля, наверное, впервые была настолько высокой. Многие театры были для нас просто открытием, мы увидели высокое мастерство, что таится в провинции России. И я уверен, что впереди нас ждет много ярких интересных фестивалей».

Заместитель председателя оргкомитета фестиваля, начальник Департамента культуры и охраны объектов культурного наследия области Валентина Рацко к словам Ивана Позднякова добавила: «Этот фестиваль особый. Алексей Вадимович Бартошевич попросил, чтобы не было дождя – и ни одного дождя в истории этого фестиваля не было. Захотели интриги в фестивальные дни – состоялся этот ураган. Потерялся фургон с костюмами и декорациями Большого драматического театра, но от этого, на мой взгляд, спектакль ничего не потерял, а наоборот, раскрыл что-то новое в постановке, ярче продемонстрировал мастерство актеров. Было немало таких неожиданностей, которые открыли фестиваль по-новому, сделали его совершенно необычным».

Всем коллективам вручили благодарственные письма, дипломы участников Х юбилейного Международного театрального фестиваля «Голоса истории» и памятные подарки – кружевное панно «Снежинка».

Председатель Вологодского отделения Союза театральных деятелей России Борис Гранатов и сатирик Вадим Жук тоже отметили особенности этого театрального фестиваля, причем в стихах, и даже придумали свои шуточные номинации.

А после шуточного награждения началось настоящее. Специальные призы Главы города Вологды Евгения Шулепова были вручены коллективу Большого драматического театра имени Г. А. Товстоногова за спектакль «Мария Стюарт» и коллективу Академического Малого драматического театра – Театра Европы за спектакль «Московский хор».

Перед награждением самых главных призов фестиваля «Голоса истории» председатель жюри Алексей Бартошевич отметил: «Без всяких сомнений можно сказать, что «Голоса истории» постепенно становятся одним из лучших театральных фестивалей России. И я хочу сказать слова благодарности не только организаторам фестиваля, а прежде всего изумительной вологодской публике. Дело не только в гостеприимстве и энтузиазме, с какими встречали каждый спектакль фестиваля, а прежде всего, дело в чуткости восприятия постановок: как вы слушаете, как вы смотрите спектакли, и не важно, чьи они – вологодские, российские или гостей из-за рубежа. Это все очень хорошо чувствуется в созданной особой атмосфере.

А если говорить о конкурсе, то у нас, жюри, с выбором победителя трудностей не возникло, мы не спорили, и даже не голосовали, потому что не было необходимости, мы всякий раз приходили к единодушному мнению».

За постановки на открытых площадках премии Х Международного театрального фестиваля «Голоса истории» получили:

Премию имени А. П. Свободина «За раскрытие средствами театра исторического события» - Вологодскому ордена «Знак Почета» государственному Драматическому театру за спектакль «Эшелон», режиссер Зураб Нанобашвили.

Премию имени А. В. Семенова «За освоение средствами театра историко-архитектурной среды» - «Ведогонь-театру», г. Зеленоград за спектакль «На дне», режиссер Александр Кузин.

Премию «За раскрытие поэзии чеховской пьесы в системе театра пространственных метафор» - Львовскому академическому духовному театру «Воскресiння» за спектакль «Вишневый сад», режиссер Ярослав Федоришин.

За постановки на закрытых площадках дипломами и премиями Х Международного театрального фестиваля «Голоса истории» были награждены:

«За человечность толкования Отечественной истории» - Национальный молодежный театр Республики Башкортостан имени Мустая Карима со спектаклем «Ночевала тучка золотая», режиссер Мусалим Кульбаев.

«За тонкость, юмор и сострадательность к человеку в перипетиях нашей истории» - Коми-Пермяцкий национальный ордена «Знак Почета» драматический театр им. М. Горького со спектаклем «Саня, Ваня, с ними Римас», режиссер Сергей Андреев.
Также Сергею Андрееву Алексей Бартошевич вручил специальный приз председателя жюри – книгу об итальянском Ренессансе.

Завершилась церемония закрытия фестиваля веселым театральным капустником, в котором участвовали актеры различных театров России.

После церемонии председатель жюри Алексей Бартошевич ответил на вопросы журналистов.

– Чем отличается этот фестиваль от предыдущих?

– Мне кажется, отличается качеством спектаклей, это во многом благодаря работе экспертного совета. Я даже не предполагал, что в каком-то далеком Кудымкаре рождается такое утонченное, безошибочное, абсолютно честное искусство. А для чего еще нужен фестиваль? Чтобы о таких вещах узнавать, открывать их. Большинство спектаклей фестиваля были простодушны в том прекрасном смысле, в каком и должен быть простодушен и наивен театр. Эти постановки были абсолютно лишены цинизма, разрушительного скепсиса, хотя они говорили о вещах в нашей истории трагических и страшных. Вот то, что можно назвать простым словом «человечность». Вот это, мне кажется, отличало очень многие спектакли этого фестиваля.

– Какие вы видите тенденции развития фестиваля?

– Во-первых, в будущем, я думаю, та часть фестиваля, что происходит в традиционных помещениях, должна быть больше и совсем не должна считаться второстепенной. Это два направления фестиваля, развивающиеся на абсолютно равных основаниях.

– Почему вы настаиваете на развитии именно этой конкурсной составляющей – спектаклей на закрытых площадках?

– Я не то, чтобы настаиваю, просто думаю, что это равные вещи. Во-первых, я считаю, что фестиваль должен быть более разнообразен по форме, при этом спектакли под открытым небом лежат в основе его специфики. Но мне кажется, что нужно искать и пространственные, и жанровые разнообразия, а не только ограничиваться замечательной архитектурно-исторической средой. Посмотрите, какие хорошие спектакли были показаны в закрытых помещениях на этом фестивале.

– А в каком направлении должен происходить поиск спектаклей под открытым небом?

– Мне кажется, нужно развивать ту составляющую фестиваля, которая посвящена большой классической драме, построенной на историческом материале, в открытом пространстве. Например, «Персы» Эсхила – это первая историческая драма в истории театра. Как бы замечательно смотрелась такая постановка в открытом пространстве, для которого она, собственно говоря, и была создана. «Царь Эдип», с другой стороны, шекспировские хроники – это тоже исторические драмы, они тоже писались для открытой сцены. Они во многом бы выигрывали именно на открытом пространстве. Можно много назвать таких примеров.

Ирина Сорокина