История одной семьи – такой подзаголовок носит этот спектакль Коми-Пермяцкого национального театра из Кудымкара. Пьеса принадлежит перу известного драматурга В. Гуркина. К сожалению, он не увидел этого спектакля, хотя знал о нём. Совсем недавно В. Гуркина не стало. Но уверен, что он бы порадовался не только тому, что его очередная пьеса получила сценическое воплощение, но и за театр, рассказавший его историю искренне и убедительно.

Название спектакля настраивает на некоторую несерьёзность: будто строчка из детского стихотворения или считалочки. Но речь идёт в этом спектакле о вещах более чем серьёзных.

Самое начало войны. В сибирской деревне, конечно же, понимают серьёзность ситуации. Знают, что происходит там - на Западе, но ведь война не отменила необходимость заниматься обычным делом. Увы, не смогла она отменить и запущенный маховик реагирования чекистов на доносы. За двумя жителями деревни вот-вот должны придти гэбисты, чтобы их арестовать. Как часто бывало в те годы не за что: острые на язык сельские жители что-то сказали «по текущей ситуации», а бдительный односельчанин усмотрел крамолу. Арестовали бы их, но в деревне ведь один за всех, а все за одного. Местный участковый литовец Римас предупредил об опасности. Был выбор: дождаться, когда призовут в армию, пошлют на фронт, или отдаться в руки гэбистам. Выбрали третий путь: уйти из деревни в район и уже там добиться, чтобы взяли в действующую армию. Расставание было скорым, но от этого не менее грустным. Думалось на полгода, ну самое большее на год, но затянулось почти на 10 лет. Всё это время Александра, как и обещала, ждала Ивана, а Римас помогал ей по хозяйству. Вестей от Ивана не было. Сочтя, что Иван уже не вернётся, Александра и Римас стали жить вместе, но как раз в день, когда они решили объявить об этом односельчанам, и вернулся Иван… И вновь герои стали перед выбором, который должен определить всю дальнейшую их жизнь.

Пожалуй, это самый искренний, самый задушевный спектакль фестиваля. В нём нет ярких режиссёрских находок, театр не прибегает к неожиданным метафорам, из-за которых возникали бы вопросы: а что бы это значило. С момента открытия занавеса зрителю всё понятно и он следит только за развитием сюжета, наслаждаясь игрой актёров. Скупое, но понятное сценическое оформление не отвлекает внимания от действия, позволяя полностью прочувствовать и понять, что происходит на сцене. Актёрам легко существовать в этом пространстве. Нет ощущения, что они «создают образы». Существование в предлагаемых обстоятельствах для них естественно, а потому понятно зрителям. За короткое время персонажи этого спектакля стали очень близки зрителям. Этот как раз тот случай, когда после спектакля не оставляет мысль: а как же сложилась дальше их жизнь? Это ли не успех театра: заставить, нет – убедить – зрителя в том, что не сценические персонажи были представлены, а реально существующие люди со всеми присущими нам душевными переживаниями, с необходимостью и сложностью выбора. Просто о сложном – этот принцип русского театра нашёл продолжение в спектакле театра из Кудымкара.

Алексей Сальников, театровед

Новости по теме