12+

«Голоса истории»: спектакль «Марк»

Современная польская пьеса для нас практически тайна за семью печатями. Наверное, наше общение с польской драматургией пока остановилось на пьесах Славомира Мрожека. Студент Санкт-Петербургской академии театрального искусства Войцех Урбаньски решил раздвинуть рамки нашего представления о польской драматургии. Вместе с однокашниками и при содействии польского консульства в Санкт-Петербурге он привёз в Вологду спектакль по пьесе Мариуша Белиньски «Мрак».

Жизнь у главного героя спектакля Марека складывалась безоблачно. Он любим родителями и братом. Пусть не с первого раза, но поступил в театральный институт и стал режиссёром. Женился по любви. Но что-то не устраивает его в жизни. Может быть то, что всего он добивался сравнительно легко? А может то, что с детских лет его сопровождает некто Ярек, злой, как ему кажется, и более удачливый соперник? Душевные терзания приводят Марека к мысли о необходимости разрушить свою жизнь. Мысленно он даже убивает своих родителей, но и это не приносит ему спокойствия. Постоянно он ощущает страх , что ему что-то не удастся, что другой опередит его в профессии, что к нему относятся неискренне. Казалось бы, обычные для молодого человека чувства. Но у Марека они настолько гипертрофированы, что приводят к мысли о самоубийстве.

В спектакле мало внешнего действия. Это цепь рассказов о различных эпизодах из жизни главного героя. Рассказы эти не всегда эмоциональны, но все вместе они дают достаточно насыщенную картину, на фоне которой переживания главного героя доходят до апогея.

Студенческая работа – это вовсе не значит, что работа, сделанная не профессионально. При минимуме выразительных средств режиссёр постарался сосредоточить наше внимание на переживаниях главного героя. Не всегда понятно, почему герой делает из того или иного события такие выводы, но понятна общая идея спектакля: театр ищет ответа на вопрос как жить, если дух твой подвержен страху, как сопротивляться страху и вообще возможно ли это сопротивление.

Алексей Сальников, театровед