Для артистов БДТ имени Г. А. Товстоногова вологодские показы шиллеровской трагедии по счёту от премьеры были номерами 92 и 93. В 2009 году театру исполнилось 90 лет. И на 91-м году существования театр попал в ситуацию, предположить которую было невозможно: до места показа спектакля не дошёл груз с декорациями и костюмами.

Может быть, это влияние нумерологии? Много после спектаклей было сказано артистами слов благодарности в адрес организаторов фестиваля и коллектива вологодского драмтеатра, а артисты в свою очередь услышали гром оваций. Сцена была одета в чёрные одежды. Такие же строгие костюмы и на артистах. Мы были избавлены от необходимости разглядывать костюмы, а потому имели возможность более прочувствованно сопереживать героям классической пьесы.

Зачастую трудно воспринимать пьесы, написанные на исторической основе. Нет соответствующих знаний, а в прежние времена драматурги не утруждали себя давать в начале пьесы краткую историческую справку. Впрочем, когда речь идёт о противоборстве личностей, а не просто царствующих особ, наверное, не обязательно знать историческую подоплёку. На чьей стороне правда: королевы Елизаветы или Марии Стюарт? Театр предлагает нам поразмышлять: что является движущей силой при принятии решений, готов ли человек, облечённый правом и обязанностью принимать решения, брать на себя ответственность.

Клубок дворцовых интриг ставит героинь спектакля в зависимость от действий их подданных. Так, находит подтверждение постулат, что короля играет его свита. Умело убеждая королеву Елизавету в необходимости принять решение о судьбе соперницы, двор ставит её в трудное положение. И оказывается, что королева не в силах принять трудное решение. Она уповает на необходимость совета с народом, искренне полагая, что решение должно отвечать его чаяниям, но не замечает, что собственно от неё мало что зависит, что её действиями умело руководят подданные. И, отдаляя момент принятия решения, всё больше поддаётся влиянию интриганов. Чрезмерная доверчивость делает Елизавету безвольной, женское начало берёт верх перед ответственностью государственного деятеля. Мария Стюарт, напротив, готова к принятию решений, но двор Елизаветы столь искушён в построении интриг, что напрочь лишает её такой возможности. Таким образом, обе королевы оказываются несвободны в принятии решений, а придворные умело их используют в личных целях.

Спектакль БДТ чётко выстроен, каждый актёр твёрдо знает свою задачу и умело ведёт свою линию, встраиваясь в затейливые повороты сюжета. В этом спектакле мы увидели, пожалуй, лучший на фестивале актёрский ансамбль.

Алексей Сальников, театровед

Новости по теме